Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, он сказал, что корабельщики плывут на четыре пальца от смерти.

Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, он сказал, что корабельщики плывут на четыре пальца от смерти.

У себя дома первый бокал обычно пьют за здоровье, второй — ради удовольствия, третий — ради наглости, последний — ради безумия.

У себя дома первый бокал обычно пьют за здоровье, второй — ради удовольствия, третий — ради наглости, последний — ради безумия.

Лучшим управлением было бы такое, в котором, при всеобщем равенстве во всем прочем, первые места были бы обеспечены добродетели, а последние — пороку.

Лучшим управлением было бы такое, в котором, при всеобщем равенстве во всем прочем, первые места были бы обеспечены добродетели, а последние — пороку.

Биография Анахарсиса

Анахарсис - цитатыАнахарсис в переводе с древнегреческого языка означает «небесный глас». Этот человек был скифом, сыном царя Гнура, братом царя Савлия и Кадуита, философом, которого греки причислили к семи мудрецам. Многие рассматривают его как полностью легендарного персонажа. Но в городе Ольвия, греческой колонии возле нынешнего села Парутина Очаковского района, обнаружили надпись, которая была сделана в середине VI века до нашей эры, возможно, сыном Анахарсиса. Эта надпись посвящена Аполлону Борею, и сделал ее Анаперр, сын Анахирса.

Из биографии мудреца известно очень мало. О нем упоминали Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Секст Эмпирик и даже христианские античные авторы. Все это свидетельствует, что скифский Анахарсис имел большой авторитет. Его рождение произошло в Скифии примерно в 605 году до нашей эры.

По свидетельству Диогена Лаэртского, его матерью была эллинка, а отец, скифский царь, прибыл в Грецию на 48-ю Олимпиаду. Историки уверены, что в Афинах в то время правил Солон, который также считался одним из семи мудрецов. В этом городе Анахарсис общался не только с Солоном, но и с Токсаром, врачом и мудрецом также скифского происхождения, позже начавшим странствовать по разным городам Греции.

Анахарсис получил уважение в качестве мудреца, философа и сторонника умеренности во всем. Существуют легенды, будто ему принадлежат изобретения якоря и усовершенствованных гончарного круга с парусом.

Диоген Лаэртский свидетельствовал, что философом написано около восьмисот строчек в стихотворной форме, посвященных эллинским и скифским обычаям в мирное время и во время войны. К несчастью, до нынешнего времени эти стихи не дошли. Современные люди могут прочесть лишь где-то пятьдесят выражений, авторство которых приписывают Анахарсису. В них автор размышляет о поведении людей, о том, как они относятся друг к другу. Автор пишет о собственном достоинстве, важности языка, о зависти, о гимнастике, мореплавании, политике, устройстве общества и о многом другом.

Историки знают о существовании десяти «кинических» писем, которые были написаны якобы скифским философом самым разным людям. Среди них царь Крез, афиняне, Солон, тиран Гиппарх, Медок, Аннон, царский сын, Терей – жестокий правитель Фракии, Фразилох. Как считают ученые, эти письма написаны в III-I веках до нашей эры и связаны с традицией идеализации «природных», «варварских» народов. Данный фальсификат доказывает большой авторитет Анахарсиса, чем пользовались киники в целях пропаганды своих интересов.

В любом случае, изречения, которые приписывают скифскому философу, отличаются оригинальностью и непохожестью на мысли других философов архаичного периода. Особая изюминка миропредставлений у Анахарсиса – это «культурная граничность». Он органично вплетает варварскую мудрость скифов в античную философию, хорошо разбираясь и в той, и в другой. Образ жизни народа, из которого вышел скифский философ, подтолкнул того к «умному аскетизму», который не одобряет накопление материальных богатств. При этом важнейшим аспектом в его философии является прагматизм, когда придается большое значение практическим изобретениям.

Как рассказывал Геродот, уважительно относившийся не только к мудрецу, но и к самим скифам, Анахарсис много путешествовал по всему свету, и во время своих странствий он накопил весомый багаж мудрости. Когда он возвращался обратно в Скифию, то проплывал через Геллеспонт и пристал к Кизику. В тот момент его жители справляли торжество – праздник Матери Богов. Впечатленный философ поклялся богине, что если он, в конце концов, вернется домой живым и здоровым, то принесет ей жертву и организует в честь богини всенощный праздник.

По возвращении в Скифию, мудрец тайно поехал в Гилею в низовьях Дона (или Днепра), находящуюся возле Ахиллесова ристалища. Там, посреди густого леса, он совершил полный обряд торжества, как в Кизике. Он обвешался маленькими изображениями богини и бил в медные тарелки (тимпаны). Кто-то подглядел за этими действиями и все рассказал царю Савлию. Тот приехал на место, сам убедился в данном проведении обряда и поразил Анахарсиса стрелой. Это произошло примерно в 545 году до нашей эры. После этого события скифы долгое время на вопросы о мудреце ничего не говорили и делали вид, что он им неизвестен. Им не понравилось, что он был в Элладе и привез инородные традиции.