Биография Антисфена

Антисфен - цитатыАнтисфен является древнегреческим философом, последователем Сократа, основателем и главным теоретиком кинизма – самой знаменитой сократической школы.

Будущий философ родился в Афинах примерно в 444-435 годах до нашей эры. Его матерью была фракийская рабыня. С самого начала его обучение проходило под началом софиста по имени Горгий, что наложило отпечаток на ранние труды Антисфена, в которых отчетливо проявляется софистика. Горгий научил Антисфена также красноречию и искусству ведения споров. Уже в зрелом возрасте молодой философ познакомился с Сократом и стал у него учиться. Есть сведения, что Антисфен ради встреч с наставником каждый день преодолевал восемь километров между Афинами и Пиреем, настолько он стремился к обучению. По свидетельству Платона, он также участвовал в предсмертной беседе Сократа.

После того, как Сократ скончался, Антисфен основал в Афинах свою школу философии, которая располагалась на холме Киносарг. Это была гимнасия, в которой учились неполноправные граждане. В дальнейшем учеников философа по местности стали называть киниками, а само учение – кинизмом.

Учение Антисфена вобрало в себя отдельные элементы взглядов учителей, но в своей основе стало противоречить софистике и далеко разошлось с взглядами таких учеников Сократа, как Ксенофонт, Платон, Евклид, Федон, Аристипп.

Антисфен стал первым номиналистом, отвергающим наличие общих понятий и считающим, что существование идей обусловлено только сознанием человека. По убеждению главного теоретика кинизма, синтетические выводы ложны. Предметы, по учению киников, отдельны и единичны, изначально не обобщены. Они могут быть названы и подвергнуться сравнению, но их нельзя определить.

Антисфен не разделял мнение представителей элейской школы на разделение мира по чувствам и умопостижению. Этим он предвосхитил критику со стороны Аристотеля взглядов Платона.

Древнегреческий философ со своими последователями не ставил целью сформировать какое-то законченное и всеохватывающее учение. Он вырабатывал образ мышления, связывал его с жизнью и воплощал в реальную действительность. Самым важным для него были свобода внутри и полная независимость от всего.

Независимость стояла во главе угла в учении об автаркии. Полная независимость позволяет человеку уподобиться божеству, которое изначально самодостаточно. Как считал Антисфен, достижение такой самодостаточности было возможно лишь при полном ограничении своих потребностей, при трудолюбии, при ограничении наслаждений и роскоши, которые губят человека. Он соглашался с Сократом, что добродетель может быть приобретенной, что человек ей может научиться. Он был уверен, что человеческое счастье вытекает из добродетели.

Киники отрицали любые социальные условности, государственные институты и религии. Антисфена и Диогена можно назвать первыми в истории человечества космополитами, которые стали считать себя гражданами всего мира, а не отдельного государства. Они были уверены, что рецепт эффективного общественного устройства человечества можно найти в животном мире. Антисфен с учениками гордились своими своеобразными принципами жить без родины, без дома, без общины. Игнорированию подвергались даже родственные связи, поскольку такие связи делали человека очень зависимым от человеческих взаимоотношений.

В мировоззрении киников важными аспектами являлись максимальная естественность, простота, стремление к образу жизни животных и варварских народов. Для них не существовало таких табу, как инцест, каннибализм и т.д. Но при этом киники проповедовали максимальный аскетизм, доведя принцип умеренности Сократа до радикального добровольного ограничения человеком своих потребностей. Их внешний облик напоминал нищих: бороды, сумы с посохами, плащи на голых телах. Из учеников Антисфена наиболее известен Диоген Синопский, который жил в бочке.

Радикальный аскетизм Антисфен использовал для различных разделов философии и науки: этики, логики, теологии, педагогики, политики. Высшим критерием истинности для древнегреческого философа была добродетель, а в качестве цели философии и познания вообще он воспринимал сочетание природы и этики при независимости от социальных установок и человеческих традиций.

Известно, что Антисфен написал около семидесяти различных трудов, из которых до нас дошли лишь некоторые отрывки и два труда раннего периода с элементами софистики: «Одиссей» и «Аякс». О написанных других сочинениях стало известно из работ других авторов, которые упоминали философа. Это такие труды Антисфена, как «О воспитании», «О природе», «О законе», «О свободе и рабстве», «О благе», «О жизни и смерти» и другие. Смерть философа наступила примерно в 370-360 годы до нашей эры, в Афинах.