Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.

Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает.

Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых он не понимает.

Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство. (Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства.)

Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство. (Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства.)

Беседовать с остряком — то же, что пытаться ходить в ногу с обезьяной; нежданно-негаданно она оказывается уцепившейся за карниз какого-нибудь окна или повисшей на дереве.

Беседовать с остряком — то же, что пытаться ходить в ногу с обезьяной; нежданно-негаданно она оказывается уцепившейся за карниз какого-нибудь окна или повисшей на дереве.

Биография Бертольда Ауэрбаха

Бертольд Ауэрбах - цитатыБертольд Ауэрбах является немецким писателем, родившимся 28 февраля 1812 года в Германии, в Нордштеттене. Его отец, Яков Ауэрбах, имел корни от древней еврейской семьи, которая происходила от рабби Меира. Он был выходцем из Ротенбурга, жил, когда шли крестовые походы, и его смерть связана с мученичеством. Мать будущего писателя звали Эдель, она имела происхождение из семьи Франков, которые были богемскими выходцами.

В набожной еврейской семье юного Бертольда Ауэрбаха царила беспокойная, бродяжническая атмосфера. Дедом писателя был Самуил Франк, которого знали как источника забавных шуток, весельчака с хорошими способностями в музыке. Этот добродушный нрав унаследовал от деда и юный писатель. У его отца было двенадцать детей, а сам Бертольд был девятым ребенком.

Его детские годы были счастливыми и легкими. Описание этого периода в разных источниках производит впечатление, будто речь идет об обычной тихой жизни где-нибудь в русско-еврейской провинции. Но есть некоторые черты германской культуры, хотя в начале XIX века евреи в Германии были лишены многих прав. У Бертольда Ауэрбаха соединились в одно целое основные особенности еврейской души, добродушие, оптимизм, любовь к природе и к крестьянскому быту.

Будущий немецкий ученый первоначальное образование получил у швабского еврея молодого Бернгарда Франкфуртера, последователя Мендельсона и носителя немецкой культуры. Он был основателем первой образцовой еврейской школы в Нордштеттене. О своем учителе немецкий писатель рассказал в произведении «Lauterbacher», в котором отражен симпатичный и благородный еврейский педагог.

Когда Бертольду исполнилось тринадцать лет, его отправили в город Гехинген, где его обучал раввин Рейхенбергер, но мальчик не проявил особого рвения в изучении Талмуда. Чуть позже он параллельно начал учиться в лицее Карлсруэ. В этот период, полный суеты, нужды и мытарств, произошла переоценка ценностей в религиозном мировоззрении молодого человека. Будущий писатель принял решение, вопреки мнению родственников, отказаться от карьеры раввина и поступил в Тюбингенский университет на юридический факультет. Чуть позже он вновь обратил внимание на теологию и до конца учебы в университете числился в качестве студента богословия.

Период учебы в университете совпал с протестами германского студенчества, противостоящего меттерниховской политике. Были нормой преследование студентов, их аресты и тюремные заключения. Бертольд Ауэрбах сторонился какой-либо политики, но он все равно попал под подозрение. Его арест не принес ощутимых негативных последствий, но его академическая карьера подошла к концу, и для заработка на жизнь Бертольд вынужден был начать писать.

Первую литературную работу под названием «История Фридриха Великого» опубликовали в 1834 году, при этом автор взял себе псевдоним «Theobald Chauber». Эта работа была больше компилятивной и не имела особого литературного или научного значения. В то время германские евреи были взволнованы еврейским вопросом, что отразилось в трудах Моисея Гесса, Авраама Гейгера, Габриэля Риссера, Берне, Гейне.

На настоящем литературном поприще Бертольд Ауэрбах выступил в 1838 году, когда издали его брошюру «Еврейство и новая литература». Этот труд затронул все проблемы еврейства и заимел больше историческое значение. Увлечение этим вопросом привело писателя к Баруху Спинозе, пантеисту, философу абсолютной правды, которого он считал идеальным евреем. Долгое изучение трудов Спинозы не привело Бертольда к полному пониманию его трудов. Поэтому опубликованный в 1837 году роман «Спиноза» имел значительные недостатки, хотя произведение имело много литературных достоинств.

По словам Гейне, Бертольд Ауэрбах имеет большую описательную способность, значительное остроумие, но малое количество поэзии. Этот взгляд высвечивает все творчество немецкого писателя. Но при этом роман «Спиноза» оказался востребованным, пережил тридцать изданий, был переведен на все языки Европы и получил известность во всем мире.

В дальнейшем немецкий писатель переселился во Франкфурт-на-Майне и стал работать в журнале «Europa». В 1840 году опубликовали новый роман автора «Поэт и купец». В этом произведении отражена жизнь еврейского гетто, еврея-вольнодумца, стремящегося разрушить оковы традиций и рвущегося из темного и тесного еврейского мира в свободную и светлую европейскую культуру. Второй роман обладал такими же недостатками, как и первый: отсутствуют ясность и очерченность контуров, отсутствует глубина.

Через три года после выхода второго романа немецкий писатель наконец-то издает «Шварцвальдские деревенские рассказы», которые принесли ему небывалую популярность. Это произведение, выдержавшее огромное число изданий, показывает автора в качестве народника, толкователя крестьянской души, художника немецкой деревни. Этот успех принес Бертольду перемены в жизни. В 1847 году он заключил брак с Августой Шрейбер. Но она на следующий год неожиданно скончалась, и писатель в 1849 году вновь женился – уже на Нине Ландесман, которая была сестрой поэта Иеронима Лорша.

В 1848 году писатель, увлекшийся политикой, получил мандат во франкфуртский парламент. В творческом плане десятилетие после успеха не было особо продуктивным. Ауэрбах путешествовал по Германии, жил в Дрездене и Гейдельберге.

В 1864 году опубликовали роман «На высоте», а в 1869 году – «Дача на Рейне». Оба произведения получили широкую известность. В 70-х года XIX века в Германии началась истерия антисемитизма, что вызвало изменение взглядов Бертольда Ауэрбаха. Он разочаровался в идее, что немецкая страна – это не только благополучное место жизни для евреев, но и их вторая родина, которую они должны защищать.

Умер немецкий писатель 8 февраля 1882 года во Франции, в Каннах.