Нигде не проявляется так неспособность и ограниченность человеческого ума, как при безукоризненно строгом следовании по многочисленным ступеням рассуждения. Гораздо меньше сбиваются с пути в вопросах чисто умозрительных…

Нигде не проявляется так неспособность и ограниченность человеческого ума, как при безукоризненно строгом следовании по многочисленным ступеням рассуждения. Гораздо меньше сбиваются с пути в вопросах чисто умозрительных…

Лучшие доказательства, приводимые в пользу свободы, — это те, которые утверждают, что без нее человек не мог бы грешить.

Лучшие доказательства, приводимые в пользу свободы, — это те, которые утверждают, что без нее человек не мог бы грешить.

Воззрение, будто взгляд, переходящий из века в век, от поколения к поколению, не может быть всецело ложным, — чистейшая иллюзия… Ведь, за исключением нескольких философских умов, никто и не подумает проверить, верно ли то, что все говорят.

Воззрение, будто взгляд, переходящий из века в век, от поколения к поколению, не может быть всецело ложным, — чистейшая иллюзия… Ведь, за исключением нескольких философских умов, никто и не подумает проверить, верно ли то, что все говорят.

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.

Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.

Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их. Именно по этому признаку мы и должны отличать такие истины, а не по внешним особенностям.

Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их. Именно по этому признаку мы и должны отличать такие истины, а не по внешним особенностям.

Человек — существо разумное… но не менее верно, что он почти никогда не поступает сообразно своим принципам.

Человек — существо разумное… но не менее верно, что он почти никогда не поступает сообразно своим принципам.

Жаль, что мы не можем увидеть того, что происходит в умах людей, когда они выбирают мнение, к которому присоединяются!

Жаль, что мы не можем увидеть того, что происходит в умах людей, когда они выбирают мнение, к которому присоединяются!

Биография Пьера Бейля

Пьер Бейль - цитатыПьер Бейль является влиятельнейшим французским мыслителем и философско-богословским критиком.

Будущий мыслитель родился 18 ноября 1647 года в области Лангедок на юге Франции, в Карлате. С самого начала его обучал отец, реформаторский пастор. В дальнейшем он начал учиться в школе в Пьюи-Лоране, но чрезмерные занятия подорвали его здоровье, и врач посоветовал ему уехать в деревню. Там, находясь у своего родственника, юный Пьер Бейль обнаружил очень хорошую библиотеку, изучению которой он предался со всей своей страстью. Особенно серьезно его заинтересовал Монтень, оказавший впоследствии значительное влияние на формирующийся ум будущего философа и его дальнейшие занятия.

Когда Пьеру Бейлю был 21 год, он занялся изучением философии, чему помогли иезуиты в Тулузе. Аргументы его наставников посеяли в нем семена сомнений в правильности протестантизма, что привело к смене религии. Фанатизм в католицизме дошел до того, что он предпринял попытки переманить даже своего брата-пастора. Но эти увлечения продолжались недолго, и в скором времени семейство Бейля уговорило его вернуться в реформаторскую церковь.

Чтобы избежать возможного отлучения, будущий мыслитель уехал в Женеву, а затем и в Копе, где взялся за воспитание отпрысков графа фон Дона. Здесь же он изучил философию Декарта, которого стал очень уважать. Но проблемы со средствами к существованию заставили Пьера вернуться во Францию, где он жил в Руане, а позже в Париже, давая частные уроки.

В 1675 году ему в Седане дали руководить кафедрой философии, чем он с честью занимался до 1681 года, когда Седанскую академию закрыли. Уже в тот период он получил от судьбы возможность публично защитить свои философские идеи и раскритиковать господствующие предрассудки. По делу о ядах, маршала Люксембурга обвинили в связи с колдовством, но остроумное выступление Бейля уничтожило обвинение своими аргументами.

После закрытия Седанской академии мыслителя пригласили в Роттердам работать на кафедре философии. В этот период он опубликовал свой труд «Pensées diverses sur la comète», посвященный суеверным страхам по поводу кометы 1680 года. В этом сочинении явления трактовались с точки зрения политики, истории, богословия, этики, метафизики, и этот труд был везде встречен с восторгом, особенно во Франции, где его запретила полицейская власть.

Позже Маймбургом, иезуитом и историком, была напечатана история кальвинизма, в которой черными красками были расписаны реформаторы и Реформация. В ответ на это, Пьер Бейль через пятнадцать дней опубликовал брошюру, которая стала очень известной и даже заслужила уважение самого Маймбурга. Во Франции брошюру сжег палач, но от этого она стала еще более популярной и в течение нескольких недель была издана трижды.

Заступничество за религию со стороны Бейля вызвало неудовольствие известного в то время полемиста в богословии Жюрье, который позже стал вообще ненавидеть французского мыслителя. Жюрье также подверг критике книгу Маймбурга, но его критика была опубликована позже критики Пьера и во всех отношениях уступала ему.

В Голландии в тот период наблюдалась свобода печати, чем и воспользовался Бейль, напечатав некоторые сочинения, которые запретила Франция. В 1684 году он издал «Nouvelles de la république des lettres», что принесло большой успех, но при этом привело к множеству неприятностей, чему поспособствовал и Жюрье. Из-за религиозных преследований во Франции философов опубликовал труд, который защищал веротерпимость. Это дало повод Жюрье открыто напасть на Пьера Бейля, обвинив его в религиозной индеферентности и даже в безбожии. В итоге, в 1693 году Бейля лишили его должности и запретили заниматься частными уроками.

Освободившись от суеты, французский философ и мыслитель в 1696 году впервые под своим именем издал в двух томах труд «Dictionnaire historique et critique» с использованием «Большого исторического словаря» Луи Морери. Жюрье вновь обрушился с критикой и обратил внимание консистории на очернение царя Давида и восхваление нравственных качеств некоторых атеистов.

Пьер Бейль дал обещания исправить книгу и удалить из нее все, что вызвало гнев оппонентов, но это сделано не было. В дальнейшем у него появились новые враги – Жакло и Лекрерк, которым не понравились больше его религиозные взгляды. Другие травили мыслителя за его критику протестантской церкви и за то, что считали его врагом государства. Моральные переживания привели к физическим страданиям и смерти Бейля, которая произошла 28 декабря 1706 года.

Можно сказать, он умер на рабочем месте, так как всю жизнь только и делал, что работал. Единственным для него развлечением была переписка с друзьями, среди которых были Лейбниц, Бернет, Шефтсбери, Бэкингэм, Фонтенель и другие.

Бейля можно назвать главным среди всех новых скептиков и диалектиков. Если древние скептики до него служили догматизму церкви, то новый скептицизм французского мыслителя был направлен на церковь, что послужило развитию просвещения против закостенелых церковных догм. Мысль философа была одинаково направлена как против религиозной схоластики, так и против рассудочной философии, поддерживающей религию. Из-за этого одни противники обвиняли его в ереси, а другие — в мракобесии.

Внутренние противоречия самого Пьера Бейля между знаниями и верой находили свое отражение в его трудах. Если внимательно проанализировать знаменитое сочинение «Dictionnaire», то может показаться, что основной текст автор взял из веры, а примечания – из науки и диалектической критики. Но именно примечания, их остроумие, научность и доступность, оказали огромное влияние на французских интеллектуалов. А труд «Dictionnaire» стал основой, на которой был построен скептицизм, ставший исходным пунктом для развития просветительских тенденций в то время.