Если подолгу наблюдать за обезьяной, возникает подозрение, что она знает, как стать человеком, но не хочет этого делать.

Если подолгу наблюдать за обезьяной, возникает подозрение, что она знает, как стать человеком, но не хочет этого делать.

Биография Боэция

Боэций - цитатыБоэций, фигурирующий в исторических документах в качестве Аниция Манлия Северина, является римским государственным деятелем, философом-неоплатоником, теоретиком музыки, христианским теологом.

Родился будущий государственный деятель в Риме примерно в 480 году. Он относился к знатному римскому роду Анициев. В детстве осиротел, и его усыновил Квинт Симмах, консул, а затем глава сената и префект Рима. Предполагается, что местом образования Боэция были Александрия или Рим. Также есть сведения, что он мог учиться в городе Равенна, который остготский король Теодорих, завоевавший Италию, сделал в 493 году столицей.

Дочь Симмаха стала женой усыновленного будущего государственного деятеля и философа. Во время правления отсготского короля Боэций смог сделать хорошую карьеру. В 510 году его назначили консулом, позже — принцепсом римского сената. В 522 году по назначению Теодориха он уже работал на должности magister officiorum почетным первым министром королевства. В тот период его двоих сыновей также назначили на должность почетных консулов. К этому времени он добился уважения и признания в качестве знаменитейшего ритора (писателя) и философа Италии.

Примерно в 523-524 годах его обвинили в измене государству и приговорили к тюремному заключению, а позже и к смерти. В тюрьме римский государственный деятель написал самый известный свой труд — «Утешение философией». Его казнили в Павии примерно через два года после помещения в тюрьму, но точных сведений о дате смерти нет. Жители Павии до конца XIX столетия культивировали представления о Боэции как святом мученике. Его символическую гробницу устроили в городской церкви под названием Чель д’Оро.

Обвинение строилось на трех пунктах: стремление вернуть Риму свободу, попытка защиты сенаторов и сокрытие документов, свидетельствующих об оскорбляющем отношении сенаторов к королю Теодориху; занятия магией и осквернение святынь. Боэций признал, что первые два пункта имели место, но категорически не согласился с третьим пунктом. После его казни немного позже казнили и его единственного защитника – Квинта Симмаха.

В Средневековье сочинение «Утешение философией» стало популярнейшей книгой и оказало сильнейшее влияние на развитие европейской литературы. Автор предпринял попытку найти решение проблемы, когда совмещаются свобода воли и промысел Бога. Существующее противоречие теолог объяснил тем, что даже если Бог предвидит действия человека, то это может и не быть их причиной. Обращаясь к читателю, Боэций призывал его уклоняться от зла, устремлять свое сердце к добрым делам, а ум – к познанию истины. Данный труд стал последним из всех сочинений древнего мира, когда при отсутствии христианской морали нет упоминаний о Христе. Римский государственный деятель являлся не просто христианином, а признанным Учителем католической Церкви.

Большую известность в средние века получили его богословские труды. Среди них есть такие известные трактаты, как «О гебдомадах» и «О Троице», которых своих комментариев удостоили Фома Аквинский, Кларенбальд Аррасский, Жильбер Порретанский, Ремигий и Беда Достопочтенный. Боэций в своих произведениях предстал в двух ипостасях: в качестве автора богословских трудов и в качестве автора всего остального. Поэтому историки одно время сомневались, думали, что это два разных человека. Но на сегодняшний момент доказано, что это один и тот же человек.

Наибольшая часть творческого наследия Боэция, оказавшая влияние на формирование латинской культуры Средневековья, представлена переводами, комментариями и учебниками автора по логике. В 505-506 годах он написал труд «О категорическом силлогизме». На 515-520 годы приходится написание сочинения «О делении». В период с 516 по 522 годы римский философ-неоплатоник работал над трудом «О гипотетическом силлогизме». Произведение «О различиях в топиках» относится к 522-523 годам. Категорические силлогизмы были вновь затронуты в 523 году в новом сочинении «Введение в категорические силлогизмы».

Развитие математики получило хороший толчок благодаря переводам автором «Начал» Евклида, «Арифметики» Никомаха. Написанный Боэцием «Трактат о музыке» он посвятил вопросам гармонии в музыке Греции, а также акустике. Длительное время это сочинение считалось наиболее полно описывающим теорию музыки в Средневековье и в позднюю античность.

Римского философа очень трудно отнести к какой-либо школе. Есть данные, что самого себя он считал платоником. Но при этом следует иметь в виду, что платоником он считал и Аристотеля, вписываясь в общераспространенную эллинистическую традицию. Как признался сам Боэций, он не согласился с учением эпикурейцев и стоиков, но можно с полным правом утверждать, что на его взгляды сильное влияние оказали Сенека и Цицерон.

Будучи философом, он считал, что его задачей является латинизация и гармонизация греческой философии (Платон, Аристотель, неоплатоники) для укрепления римской культуры и государственности перед опасностью нападения врага. Будучи богословом, он стремился к латинизации никейского и халкидонского богословия, переносу на латинскую основу тонких различий в греческих понятиях о Троице и сути Христа. Вплоть до XIV века Боэций латинским Западом почитался в качестве «summus philosophus» — «нашего главного философа». Для латинского Средневековья он – отец Церкви, создатель схоластической методики, а также главный наставник в логике, античной философии и в специальных науках (арифметика, геометрия, музыка, астрономия, риторика).

Впервые полное собрание трудов Боэция было издано в 1492 году братьями Форливио, проживающими в Венеции. В современное время значение сохранило и полное издание сочинений за 1860 год в виде латинской «Патрологии» от Миня, так как некоторые сочинения автора в нынешнее время не изданы.