Поэзия Туманяна есть сама Армения, древняя и новая, воскрешенная и запечатленная в стихах большим мастером… Туманян — целый эпос, национальная эпопея!

Поэзия Туманяна есть сама Армения, древняя и новая, воскрешенная и запечатленная в стихах большим мастером… Туманян — целый эпос, национальная эпопея!

Быть может, эти электроны — Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков!

Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет.
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь,
Там скорбь и страсть как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.

В лицо мне веет ветер нежащий, На тучах алый блеск погас, И вновь, как в верное прибежище, Вступаю я в вечерний час.

В лицо мне веет ветер нежащий,
На тучах алый блеск погас,
И вновь, как в верное прибежище,
Вступаю я в вечерний час.

Вот кто-то, с ласковым пристрастием,
Со всех сторон протянет тьму,
И я упьюсь недолгим счастием:
Быть без людей, быть одному!

… и, покинув людей, я ушёл в тишину, Как мечта одинок, я мечтами живу…

… и, покинув людей, я ушёл в тишину,
Как мечта одинок, я мечтами живу,
Позабыв обаянья бесцельных надежд,
Я смотрю на мерцанья сочувственных звёзд.
Есть великое счастье — познав, утаить;
Одному любоваться на грёзы свои;
Безответно твердить откровений слова
И в пустыне следить, как восходит звезда.

Чтоб меня не увидел никто, На прогулках я прячусь, как трус, Приподняв воротник у пальто И на брови надвинув картуз.

Чтоб меня не увидел никто,
На прогулках я прячусь, как трус,
Приподняв воротник у пальто
И на брови надвинув картуз.

Биография Валерия Яковлевича Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов - цитатыВалерий Яковлевич Брюсов является русским поэтом, прозаиком, драматургом, переводчиком, литературоведом, литературным критиком, историком, основоположником русского символизма.

Родился поэт в Москве 1 (13) декабря 1873 года в семье купца, Якова Кузьмича Брюсова. От него к сыну передался интерес к скачкам, о которых и сделал свою первую публикацию в «Русском спорте» будущий поэт. В воспитании сына родители сделали упор на материалистическую картину мира, поэтому при запрете чтения религиозной литературы мальчик узнал о теории эволюции Дарвина и атеизме раньше, чем научился арифметическому умножению. Кроме запрета на религию, в чтении сына родители его в других темах не ограничивали. В ранние годы Валерий Яковлевич Брюсов интересовался и естествознанием, и французскими бульварными романами, и Жюль Верном с Майн Ридом.

В период с 1885 по 1889 годы будущий поэт посещал частную классическую гимназию Ф. И. Креймана. А с 1890 года в течение трех лет он учился в гимназии, которой руководил Л. И. Поливанов, оказавшийся великолепным педагогом, положительно повлиявшим на мальчика. В последний период учебы его увлекала математика, и этот интерес сохранился надолго.

Сочинительством он стал заниматься с ранних лет, выдавая научные статьи, рассказы и стихи. В 13-летнем возрасте Брюсов осознал свой интерес к поэзии. Самая ранняя проба пера в стихах была у него в 1881 году, а позже он стал писать рассказы. Когда юный поэт учился в гимназии Креймана, он не только писал стихи, но и издавал рукописный журнал. В пору отрочества ему очень нравилось творчество Некрасова, а позже его очаровала поэзия Надсона. Более регулярно публиковаться Валерий Яковлевич стал с 1894 года после появления его первого небольшого сборника стихов. После этого из-под его пера стали выходить по 1-3 книги ежегодно. Брюсов занимался стихами, рассказами, драмами, романами, научными исследованиями и переводами.

В начале 1890-х годов его увлекли произведения французских поэтов-символистов: Бодлер, Верлен, Малларме. Это нашло отражение в тематике опубликованных им в этот период статей. С 1894 по 1895 годы он занимался изданием трех сборников под названием «Русские символисты», подписавшись псевдонимом Валерий Маслов. Весомую часть этих сборников составили его собственные стихи, в которых угадывалось влияние французского символизма.

С 1893 года поэт стал учиться на историко-филологическом факультете в Московском университете. В эти годы он больше интересовался историей, философией, литературой, искусством, языками. В юные годы его увлечением также был театр. Когда Брюсов занимался репетициями в московском Немецком клубе, он встретил Наталью Александровну Дарузес, которую впоследствии полюбил. Первую возлюбленную, Елену Краскову, поэт потерял во время эпидемии черной оспы 1893 года.

В 1895 году впервые вышел сборник поэзии «Шедевры», состоящий исключительно из брюсовских произведений. Литературная критика негативно отозвалась об этой книге, так как весьма болезненно относилась к самовлюбленности поэта, что было для него характерно в 90-е годы XIX столетия.

Окончив университетское обучение в 1899 году, Валерий Яковлевич полностью отдался литературе. В течение нескольких лет он трудился в издании «Русский архив», которым владел П. И. Бартенев. Во второй половине 90-х годов Брюсов познакомился с поэтами-символистами, один из которых, К.Д. Бальмонт, стал другом.

В 1897 году поэт заключил брак с Иоанной Рунт, ставшей ему подругой и помощницей до конца его дней. В 1899 году Поляков основал издательство «Скорпион», одним из руководителей в котором стал Валерий Яковлевич Брюсов. В 1900 году это издательство выпустило в свет сборник поэзии «Третья стража», который открыл новую, «урбанистическую» сторону творчества поэта. С этих пор в творчество автора вошли в качестве характерных черт экспериментаторство, энциклопедизм, стилевая всеохватность.

В 1903 году был опубликован сборник «Граду и миру», в котором автор уже не вдохновляется синтетическими образами, а больше использует «гражданскую» тему. Наиболее ярко этот период творчества отражен в стихотворении «Каменщик».

Революционные события 1905 года нашли свое отражение в сборнике стихов «Венок», опубликованном в декабре того же года. Сам Брюсов считал этот сборник наиболее удачным в литературном плане, наиболее мастерски написанным. В нем очень хорошо отразилась гражданская поэзия автора, начавшая проявляться еще с 1903 года.

В этот период русский поэт наиболее полно отдается организации становления русского символизма и русского модернизма. Руководимые им «Весы», благодаря строжайшему отбору материала, приобрели репутацию авторитетного модернистского журнала. В 1909 году это издание закрылось.

После закрытия в 1909 году журнала «Весы» русский символизм перестал активно проявлять себя, а сам поэт занял более спокойную позицию. В начале 10-х годов XX столетия он стал больше заниматься прозой, критикой и «пушкинистикой». В 1913 году Брюсов пережил личную трагедию из-за влюбленности в молодую поэтессу Надежду Львову, которая свела счеты с жизнью.

Когда началась Первая мировая война, поэта отправили на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». Хотя в творчестве автора в этот период стали больше проявляться патриотические тенденции, по мнению многих исследователей, это был период кризиса поэта.

После Октябрьской революции, которую Валерий Яковлевич Брюсов одобрил, он стал принимать активное участие в московской литературной жизни, работать в советских организациях. В 1920 году он стал коммунистом. В 1921 год поэт стал основателем Высшего литературно-художественного института, который предшествовал Литературному институту.

Брюсов скончался в 1924 году, 9 октября, заболев крупозным воспалением легких.