Биография Даниила Заточника

Даниил Заточник является древнерусским писателем, просветителем, написавшим, как предполагается, «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника». Точных биографических данных о нем нет, но считается, что он родился в Переяславле и жил в XII-XIII веках.
В своих двух произведениях, имеющих вид посланий неизвестному князю, автор собрал в поэтической форме афоризмы, зарекомендовавшие себя как кладезь житейской мудрости. В древнерусской литературе Даниила Заточника из-за недостатка сведений считают самой таинственной фигурой. Есть много версий, каково социальное происхождение писателя и просветителя: воин младшей княжеской дружины, ремесленник, слуга боярина, дворянин.
По прозвищу «Заточник» можно предположить, что человека лишили свободы, куда-то сослали, заточили. Если принять во внимание эту версию, то местом лишения свободы могло быть Лача-озеро, которое упоминается в «Молении Даниила Заточника». В пользу этого говорит Симеоновская летопись XVI века, в которой рассказывается о попе, прибывшем с Орды «с мешком зелия» и сосланным на Лача-озеро. При этом вместе с названием этого озера в летописи фигурирует имя «Данило Заточник». Не исключается, что этот человек дал добровольное согласие на подневольный труд.
В своих двух произведениях автор жалуется на свою несчастливую судьбу, молится, надеясь на милосердие, но при этом причины и характер злоключений не описываются. Исследователи нашли в его работах большое количество цитат из таких нравоучительных книг того времени, как, например, «Стословец» и «Пчелы».
Даниил Заточник и его труды дают почву для научных дискуссий, так как до сих пор не выработалось единое мнение, когда работы были написаны, какова последовательность их появления, какая есть связь между двумя трудами: это одно произведение или два разных, но связанных произведения.
Существует мнение, что «Моление» и «Слово» писали разные люди коллективно или раздельно, а Даниил Заточник – это выдуманный литературный персонаж. Но, в любом случае, эти два загадочных произведения знаменуют собой появление новых социальных слоев, новых «лишних» людей, подготовивших новый этап в религиозной и философской мысли Древней Руси. В ней появляется новый тип человека – образованной, мыслящей личности, ощущающей оторванность от социального круга, зависящей от ударов судьбы, но свободной внутренне.