Биография Джона Рёскина

Известен в качестве английского литературного критика, поэта, теоретика искусства, художника, писателя, сыгравшего большую роль в развитии эстетики и искусствознания в XIX-XX веках.
Его рождение произошло в 1819 году 8 февраля в Лондоне. Отец владел долей компании, которая продавала вино. В семье придерживались религиозных традиций, что оказало определенное влияние на развитие будущего писателя. Кроме этого, отец увлекался искусством и, когда его сыну было тринадцать лет, возил его с собой во время многочисленных поездок по Европе.
В рисовании учителями Джона были британские художники Дж. Хардинг и К. Филдинг, которые помогли ему достичь хороших результатов. Чаще всего молодой художник на своих картинах изображал архитектуру, в которой его особо привлекала готика. Его путевые записи, которые он делал во время путешествий, включали в себя информацию о геологических особенностях посещенной местности.
В 1836 году он стал учиться в Оксфордском университете, Крайст-Черч-колледже. В 1839 году его наградили Ньюдигейтской премией, отметив в качестве лучших написанную им поэму на родном языке. В весенние месяцы 1840 года Рёскину пришлось оставить учебу, так как у него открылось кровотечение, причиной чего, по подозрению врачей, был туберкулез.
На следующий год будущий писатель вернулся к работе над сочинением, которое написал в семнадцатилетнем возрасте. В итоге, после дополнительной работы вышло в свет масштабное произведение в пяти томах «Современные художники». В 1843 году на суд читательской публики был представлен первый том.
Затем писатель в одиночку поехал в Европу, что дало ему много впечатлений и материала, ставших впоследствии основой второго тома, опубликованного в 1846 году. Работа «Семь светильников архитектуры», опубликованная в 1849 году, отразила интерес автора к готической архитектуре. В дальнейшем, Джон Рёскин с женой поехал в Венецию, где два года исследовал архитектуру и собирал материал для следующей книги.
Вернувшись на родину, он стал защищать художников-прерафаэлитов, которых после выставки начала критиковать общественность. Одно время Рёскин вел преподавательскую деятельность в столичном Рабочем колледже. Здесь он читал лекции по политической экономии искусства, что показало смещение фокуса с «чистого» искусствоведения на социальные преобразования.
Эта тема отразилась в книге «Последнему, что и первому», показавшей развитие политико-экономических взглядов автора. В его предложениях были реформа системы образования, обеспечение всеобщей занятости, оказание помощи старым людям и инвалидам. Этот же труд стал свидетельством духовного кризиса писателя. С 1860 года он постоянно страдал депрессией.
В 1869 году его избрали первым почетным профессором искусств Оксфорда. Джон Рёскин собрал для студентов богатую коллекцию произведений искусства. С 1871 года он стал каждый месяц выпускать «Fors Clavigera» — издание, интересовавшее большей частью трудящихся и ремесленников страны. Рёскин использовал это издание, выходившее до 1866 года, для пропаганды ремесленных производств, их возрождения.
Постепенно появились ухудшения в душевном здоровье, а в 1873 году они отразились на преподавательской работе. Спустя пять лет у писателя обнаружили психическое заболевание в тяжелой форме, имеющее приступообразный характер. При этом память оно не затронуло.
В 1885 году Джон Рёскин переселился в северный Ланканшир, собственное имение Брентвунд, где и прожил до конца жизни. В 1885-1889 годы он работал над автобиографией «Прошлое», которую литературоведы назвали самым интересным его сочинением. Его смерть наступила в 1900 году 20 января. Творчество Рёскина оказало влияние на взгляды таких людей, как Л. Толстой, М. Пруст, Ганди, У. Моррис, Оскар Уайльд.