Биография Эдуарда Севруса

Известен в качестве члена Союза российских писателей, доцента Смоленского государственного университета, кандидата технических наук, писателя. Настоящее имя – Эдуард Александрович Борохов.
Появился на свет он в 1948 году 19 февраля в Смоленске. В 1971 году закончил обучение в Смоленском филиале Московского энергетического института. В 1971-1973 годы Эдуард Александрович проходил службу в армии. В дальнейшем, он начал учебу в Смоленском государственном педагогическом институте, который окончил в 1978 году. Затем последовала аспирантура во Всесоюзном институте научной и технической информации, год окончания которой – 1984.
В родном Смоленске писатель трудился на различных предприятиях. В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия был активным участником политики области. В 1989 году благодаря его инициативе появилась неформальная демократическая общественно-политическая организация «Смоленский народный фронт».
В 1990 году он был избран на должность генерального директора в Многопрофильном производственно-коммерческом объединении. В 1991-1996 годы Эдуард Александрович стоял во главе нескольких общественных организаций предпринимателей. В 1994-2000 годы руководил частными производственно-коммерческими предприятиями, а также, основав издательскую фирму «Траст-Имаком», выпустил в свет множество художественных, научных и учебных книг. В 2000-2004 годы писатель трудился в областном журнале «Деловая Смоленщина» в должности главного редактора.
Написал двадцать две научные работы, две монографии, десяток публицистических статей, три художественные книги. Неоднократно публиковался в периодических изданиях и сборниках. Составил самую большую в России «Энциклопедию афоризмов» в четырех томах.

Биография Джонатана Свифта

Известен в качестве англо-ирландского философа, поэта, общественного деятеля, публициста, писателя.
Появился на свет он в 1667 году 30 ноября в Дублине. Отец, скромный судейский чиновник, рано умер, и мать отдала Джона дяде, а сама переселилась в Англию. Дядя обеспечил будущему писателю хорошее образование. Окончив школу, тот в 1682 году стал учиться в течение шести лет в Тринити-колледже при Дублинском университете.
После начала в Ирландии гражданской войны будущий писатель стал жить в Англии, где Вильям Темпл, зажиточный отставной дипломат, дал ему работу литературного секретаря. Работодатель был знакомым или родственником со стороны матери Джона. Через два года тот приехал в Ирландию и в 1692 году стал в Оксфорде магистром.
Через два года местом его деятельности оказалась англиканская Церковь, которая будущего писателя послала в качестве священника в поселок Килрут. Но несколько месяцев работы разочаровали его, и он вернулся к Темплу на прежнюю должность. По воспоминаниям самого Свифта, период жизни, когда он работал у зажиточного отставного дипломата, был самым счастливым.
В 1700 году ему в Ирландии дали приход и назначили в Дублинский собор святого Патрика служителем. Но еще до этого, во время работы у Темпла, его заинтересовала политика и большая литература. В этот период он стал автором целого ряда памфлетов, опубликованных анонимно. В 1702 году Свифт, уже доктор богословия, сблизился с оппозиционными вигами. К этому времени он уже стал известным мыслителем и писателем, имеющим влияние. Периодически им совершались поездки в Англию, где налаживались литературные контакты.
Еще в 1696-1699 годы Джонатан Свифт написал сатирические повести «Битва книг» и «Сказка бочки», которые опубликовали в 1704 году. Эти произведения сразу после выхода стали популярными. «Сказка бочки» получила хорошие отзывы Вольтера, но при этом попала под запрет Ватикана. После победы в 1805 году вигов писатель некоторое время жил в Англии, но позже вернулся в Ирландию и получил в деревне Ларакор приход.
В 1713 году с помощью влиятельных друзей он стал настоятелем в Дублинском соборе святого Патрика. Эта должность помогла ему стать материально независимым и дала возможность с высокой трибуны озвучивать свои политические взгляды. В Ирландии Свифт активно участвовал в общественной жизни страны, издавал актуальные памфлеты и статьи.
В сфере сатиры наиболее представленными в его творчестве оказались именно памфлеты, в которых он резко обличал социальную несправедливость, сословные предрассудки и религиозную нетерпимость. В Дублине писатель имел чрезвычайный авторитет, влияющий даже на наместника Англии.
Здесь он написал единственный в его литературном активе роман, но принесший ему небывалый успех и всемирную известность. Это произведение про похождения Гулливера вышло в свет в 1726 году и сразу выдержало три переиздания в течение нескольких месяцев. В 1729 году автора избрали почетным гражданином Дублина. В 1727 и в 1735 годах были выпущены собрания сочинений.
Последние десять лет жизни Свифт, имеющий серьезное психическое расстройство, испытывал моральные и физические страдания. В 1742 году случился инсульт, из-за чего у писателя отнялась речь, и немного снизились умственные способности. Смерть наступила в 1745 году 19 октября.
Творчество Джонатана Свифта определило направления развития английской сатиры и заложило традиции, оказавшие влияние не только на национальную, но и мировую литературу.

Биография Сафира Моисея

Известен в качестве австрийского журналиста и писателя-сатирика еврейской национальности.
Появился на свет он в 1795 году 8 февраля. Отец, Готлиб Сафир, был купцом. Мать звали Шарлоттой Брюль. Будущий писатель поехал в Братиславу, чтобы учиться в иешиве на раввина. В одиннадцатилетнем возрасте у него произошла ссора с семьей, и Моисей сам переселился в Прагу, начав там учебу в местной иешиве.
В дальнейшем, он познакомился с европейской литературой, стал обучаться немецкому, английскому и романским языкам. В 1814 году Моисей не получил финансовой поддержки от семьи, что вынудило его приехать домой. Но позже ему удалось поехать в венгерский Пешт для изучения греческого языка и латыни. Здесь он начал литературную деятельность.
Его первую книгу опубликовали в 1821 году, и она получила хорошие отзывы у критиков. От венского издателя Адольфа Бэуэрле писатель получил приглашение писать для газеты «Wiener Theaterzeitung». Его насмешливые статьи не пользовались популярностью, что привело к переезду в Берлин.
Сатира писателя привела к враждебному отношению к нему. Драматургом Куртом Шаллом он был вызван на дуэль. Из-за сатирической поэмы о Генриетте Зонтаг его на некоторый срок поместили в тюрьму. В 1829 году Сафир сумел уехать в Мюнхен, где в творчестве высмеял власти Баварии, за что опять сел в тюрьму, после чего его депортировали.
В дальнейшем, писателю-сатирику удалось уехать в Париж, где он быстро прославился, читая лекции. От Луи-Филиппа I к нему поступило предложение остаться, но тот в 1831 году вновь приехал в Баварию, получив там должность редактора «Bayerische Beobachter». На следующий год писатель стал протестантом, а позже власти его официально простили. Это позволило Сафиру получить чиновничью должность в Королевском театре. В Вену он переселился в 1834 году, где и прожил до конца своих дней.
Там ему некоторое время запрещали открывать свою газету, но в 1837 году им было создано издание «Юморист», продержавшееся до 1862 года. Во время революционных событий в 1848 году писатель сначала руководил Ассоциацией революционных писателей, но затем отказался от этого и в Бадене переждал волнения. С точки зрения нового поколения писателей, Сафир считался реакционером.
Он читал лекции во Франции, Австрии, Германии. В летние месяцы 1858 года писатель уехал в Баден, где скончался 5 сентября.

Биография Жан-Поля Сартра

Известен в качестве французского педагога, драматурга и эссеиста, писателя, представителя атеистического экзистенциализма, философа.
Появился на свет он в 1905 году 21 июня в Париже. У родителей был единственным ребенком. Отца звали Жан-Батистом Сартром, он служил офицером в военно-морских силах Франции. Мать звали Анной-Марией Швейцер. В пятнадцатимесячном возрасте будущий философ потерял отца. После этого семья стала жить в родительском доме в Мёдоне.
Первоначальное образование Сартр получал в лицеях Ла-Рошели. В Париже учился в Высшей нормальной школе, защитил там диссертацию по философии. В 1934 году уехал в Берлин на стажировку во Французский институт. В период с 1929 по 1939 годы и с 1941 по 1944 годы Жан-Поль Сартр работал преподавателем философии в различных французских лицеях. После этого периода преподавательской деятельности он полностью сконцентрировался на литературной сфере.
При этом его первый роман «Тошнота» был опубликован еще в 1938 году. Многие критики посчитали это произведение самым лучшим в активе писателя, который затронул глубинные идеи Евангелия, но с точки зрения атеиста.
В студенчестве будущий философ встретил Симону де Бовуар, которая, в дальнейшем, стала его женой, подругой и автором-единомышленником. Он с ней и с Морисом Мерло-Понти создал журнал под названием «Новые времена». В 1952 году проходил Венский конгресс народов в защиту мира, на котором французский философ выступил в поддержку мира. На следующий год его избрали во Всемирный Совет Мира.
В 1956 году он с редакцией журнала «Новые времена» не поддержал идею французского Алжира и выступил за независимость алжирского народа. Сартр обличал пытки, поддерживал право народов на самоопределение, называл насилие гангренной производной колониализма.
Ему угрожали националисты, они дважды взрывали его парижскую квартиру, пять раз врывались в редакцию журнала «Новые времена». Как и многие из интеллигенции стран третьего мира, он поддержал кубинскую революцию 1959 года. Кроме этого, стал сотрудничать с новостным агентством Кубы «Пренса Латина». Но в 1971 году произошло охлаждение отношений, разрыв с Кастро, когда кубинского поэта Падилью за критику властей посадили в тюрьму.
В 1964 году Сартра наградили Нобелевской премией по литературе, признав его уникальную литературную деятельность. Но он не принял премию, объяснив это тем, что не хотел зависеть от каких-либо социальных институтов. Аналогично еще в 1945 году писатель не принял Орден почетного легиона. В 1964 году он решил прекратить свою литературную деятельность, разочаровавшись в ней и назвав литературу суррогатом действенного преобразования реальности.
Сартр принимал активное участие в расследовании преступлений американской армии во Вьетнаме. В 1967 году, во время Международного трибунала по расследованию военных преступлений, он выступил со своей нашумевшей речью о геноциде.
Философ участвовал во французской революции в 1968 году. Во время тех событий он был единственным, кого впустили внутрь захватившие Сорбонну бунтующие студенты. Сартр занимал активную жизненную позицию, и не без его участия проходили многочисленные маоистские, демократические движения, протесты против Вьетнамской войны, Алжирской войны, против нападения на Кубу, подавления венгерских событий в 1956 году, уничтожения инакомыслия в Советском Союзе, ввода советских вооруженных сил в Прагу.
В философской концепции Сартра центральным понятием была свобода, которую он воспринимал как нечто абсолютным, раз и навсегда данным. Под свободой он больше понимал свободу выбора, а не свободу духа.
Кроме свободы, философ рассматривал понятие отчуждения. Для него современный индивид был отчужденным существом со стандартизированной индивидуальностью, подчиненной всевозможным социальным институтам, «стоящим» над человеком. По мнению Сартра, из-за этого человек отстранялся от совместного управления делами и, как следствие, от самого важного – возможности вершить свою историю.
Смерть философа наступила в 1980 году 15 апреля в Париже.

Биография Джорджа Сантаяны

Известен в качестве американского писателя и философа испанского происхождения.
Появился на свет он в 1863 году 16 декабря в Мадриде. Но рос и учился будущий писатель в США. Поэтому его стали считать представителем больше американского общества, хотя большой период времени он проживал в различных частях Европы. При этом Джордж Сантаяна не отказывался от гражданства Испании.
Его литературные работы были написаны на английском языке. Большую известность получило шеститомное философское сочинение «Жизнь разума», которое публиковали в 1905-1906 годы. В 1923 году он выпустил в свет работу «Скептицизм и животная вера», а в 1935 году – «Последний пуританин». Кроме этого, Джордж Сантаяна писал романы, стихотворения и эссе.
В его гуманистической философии внимание уделялось больше не объяснению мира, а формированию моральной позиции к этому миру. Главной мыслью во взглядах философа был критерий наиболее совершенного отношения человека к миру. При этом «совершенное» отношение определялось не материальными благами, а энергией, использованной для «украшения жизни и культуры воображения».
По его мнению, наука мысленно аккомпанирует искусству и сама имеет в себе всепроникающие, неизбежные и изменчивые элементы поэзии. В «Жизни разума» отражаются наука, религия, общество, искусство с позиции моральной пользы, моральных продуктов, что достигает человечество, когда стремится войти в равновесие с окружающим миром.
Политическая философия Джорджа Сантаяны поддерживала идею «элиты» и отрицала идею демократии.
Смерть философа наступила в 1952 году 26 сентября в Риме.

Биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Известен в качестве Рязанского и Тверского вице-губернатора, русского писателя.
Появился на свет он в 1826 году 15 января в родительском имении, включающем в себя село Спас-Угол, относящееся к Калязинскому уезду в Тверской губернии. Отца звали Евграфом Васильевичем, он был коллежским советником. Мать, Ольга Михайловна, происходила из купеческого рода. Семья была знатной, помещичьей и богатой.
До десяти лет будущий писатель учился на дому, после чего в течение двух лет пансионером учился в Московском дворянском институте. В 1838 году стал учащимся Царскосельского лицея. В этот период на него большое впечатление оказали творчество Гоголя, статьи Герцена и Белинского, что привело к желанию попробовать себя в поэзии.
В 1844 году Салтыков-Щедрин окончил лицей и стал работать канцелярским чиновником в Военном министерстве. Бюрократический Петербург ассоциировался у него с повальными долгами, принуждением, скукой и ложью. Будущий писатель нашел в столице другой мир, который постепенно стал входить в его жизнь. Его идеалы и представления позволяли интересоваться больше общением с литераторами, «пятницами» Петрашевского, объединявших ученых, философов, литераторов, военных, имеющих антикрепостнические настроения и ищущих идеалы справедливого общества.
Первую повесть под названием «Противоречия» Салтыков опубликовал в 1847 году. На следующий год вышла вторая повесть «Запутанное дело». Оба произведения отражали острую социальную проблематику и привлекли внимание власть имущих, находящихся под впечатлением от французской революции 1848 года. Автора обвинили во вредном образе мыслей и в распространении губительных идей, отправив его в ссылку на Вятку.
Здесь он прожил восемь лет, а в 1850 году стал советником в губернском правлении. Это позволило ему периодически ездить в командировки и видеть мир чиновников и крестьян во всех проявлениях. Этот опыт, в дальнейшем, сыграл важную роль в развитии сатиры в творчестве писателя.
Его сказки отличались фантастичностью и одновременно реальностью, народностью языка, близкого к русскому фольклору. Из-за своего творчества автор подвергался цензурным гонениям. Многие произведения были опубликованы за рубежом в незаконных изданиях. За масками животных в его сочинениях безошибочно угадывалось политическое содержание. Сочетание психологии, политики, человеческих черт и животного мира приводило к комическому эффекту, наглядно обнажающему нелепость существующей реальности.
Писателем осуждались несправедливость, покорность рабов перед господами, несовершенство и пороки русского общества. Роман «История одного города» отразил наиболее ужасающие аспекты российской действительности. Своим творчеством Салтыков-Щедрин открыл новые методы применения сатиры в литературе.
В 1858 году он получил пост вице-губернатора в Рязани, а в апреле 1860 года – эту же должность в Твери. В феврале 1862 года писатель ушел со службы, после чего стал жить в Петербурге. Здесь в 1863 году он стал работать редактором в «Современнике». Есть вероятность, что трудности издания, связанные с цензурой, побудили Салтыкова вновь уйти на службу. В ноябре в 1864 году его назначили на должность управляющего Пензенской казённой палатой. Через два года в той же должности он начал работу в Туле, а в октябре 1867 года – в Рязани. В этот период писатель меньше всего занимался литературой. В 1865-1867 годы им была опубликована лишь одна статья под названием «Завещание моим детям».
1 января 1868 года редактором «Отечественных записок» стал Некрасов, а Салтыков-Щедрин начал активно работать в этом издании. В июне 1868 года он окончательно ушел со службы, заняв важную должность в журнале. Десять лет спустя, когда Некрасов умер, стал официальным редактором «Отечественных записок». В этот период он больше всего публиковался именно в этом журнале.
Когда издание запретили, Салтыков стал публиковаться в «Вестнике Европы». Свое здоровье он расшатал еще в 1870-х годах, а после запрета журнала оно вообще ухудшилось. В этом издании писатель работал с душой, искренне сопереживая всему тому, что происходило с изданием. Его редакционная деятельность была для него своеобразным общением с читателем, а закрытие «Отечественных записок» разорвало эту связь.
Последний период жизни он медленно агонизировал, но не оставлял литературную деятельность. Его произведение «Пошехонская старина» встало по своему уровню в один ряд с лучшими образцами его творчества. Смерть писателя наступила в 1889 году 28 апреля. Его тело похоронили рядом с Тургеневым на Волковском кладбище.

Биография Саллюстия Гая Криспа

Известен в качестве древнеримского историка, реформировавшего историографию. Сведений о его жизни очень мало.
Появился на свет он в 86 году до нашей эры в сабинском городе Амитерне, продолжив плебейский род. Разгульную молодость провел в Риме. В 59 году до нашей эры Саллюстия назначили квестором. В 52 году до нашей эры он в должности народного трибуна боролся с сенатом. В 50 году до нашей эры был изгнан из сената цензором, предъявившим обвинения в аморальном образе жизни. Возможно, партия аристократов внесла свою лепту в это изгнание.
После начала в 49 году до нашей эры гражданских войн Саллюстий сумел вновь войти в сенат и получить должность квестора, чему поспособствовало присоединение к Цезарю. Во время военной экспедиции в Иллирию потерпел неудачу, он также не смог урегулировать восстание в кампанских легионах. В 47 году до нашей эры Саллюстий имел должность претора и командующего флотом, который должен был перехватывать продовольствие у врагов Цезаря возле африканских берегов.
После окончания гражданской войны в 46 году до нашей эры Саллюстия проконсулом отправили в Нумидию. Здесь он значительно превысил свои полномочия и накопил много денег. После возвращения в столицу его стали судить, но вмешавшийся Цезарь помог уйти от ответственности. Финансовая обеспеченность Саллюстия позволила ему создать красивый парк, в котором позже любили отдыхать Аврелиан, Веспасиан и Нерон.
В 44 году до нашей эры Цезарь погиб, и Саллюстий перестал заниматься общественными делами, сосредоточившись на личной жизни и литературной деятельности. До нынешнего времени целиком дошли его два произведения на историческую тему: «О Югуртинской войне» и «О заговоре Катилины».
Эти два труда были написаны автором примерно в 40 году до нашей эры. Кроме этого, есть информация о письмах к Цезарю, в которых древнеримский историк рассуждал об изменении государственного устройства Римской республики.
Наиболее важным трудом по исторической тематике у Саллюстия стала пятитомная «История», в которой описывались события в 78-66 годы до нашей эры. До настоящего времени дошли лишь отдельные фрагменты из этого сочинения. Работы автора показали, что он ставил перед собой цель не максимально точно и детально излагать факты и события, а освещать нравственный смысл происходящих явлений. К этому он стремился, чтобы дать современникам какой-либо урок, научить их чему-то, показать что-то важное. Этот подход стал новейшим в национальной историографии. Позже такое историческое повествование стали использовать Ливий и Тацит.
Смерть Саллюстия Гая Криспа наступила примерно в 35 году до нашей эры.

Биография Ганса Сакса

Известен в качестве немецкого драматурга, композитора, мейстерзингера, главной фигуры немецкого Возрождения, поэта.
Родился он в 1494 году 5 ноября в Нюрнберге. Программу латинской школы до конца не прошел, так как пошел работать в должности подмастерья в сапожный цех. Отец был сапожником, и будущий поэт решил взять пример с отца. В 1509-1511 годы он обучался этому ремеслу, пять лет странствовал и подрабатывал на поприще сапожного дела.
В тот период жизни Гансу Саксу удалось закрепиться в Инсбруке при дворе Максимилиана I. Возможно, здесь он решил изучить искусство мейстерзанга. Для этого в Мюнхене будущий поэт стал посещать занятия. Он организовал труппу актеров-любителей, показавших свой талант, что принесло популярность. Этому поспособствовало также новаторство в театральных постановках.
В 1519 году Ганс Сакс связал себя узами брака с Кунигундой Кройцер. В семье родились семь детей, всех которых отец пережил. В 1520 году он стал жить в Нюрнберге, где занялся сапожным делом и одновременно стал активно участвовать в деятельности товарищества мейстерзингеров, которым некоторое время руководил.
Литературное поприще Ганс Сакс начал осваивать как поэт, выступающий за Реформацию и Мартина Лютера. В стихах он объяснял эти идеи. Шесть переизданий в течение 1523 года выдержали стихи «Виттенбергский соловей», которые получили огромную популярность. В 1523-1526 годы поэт занимался написанием диалогов и листовок, поддерживающих Реформацию, что привело к запрету его сочинительства. В 1529 году Нюрнберг объявили протестантским городом, а запрет на творчество сняли.
Для современников Ганс Сакс был больше известен как мейстерзингер, а в дальнейшем, и как театральный антрепренер. Он обновил канву пьес античными сюжетами, средневековыми и ренессансными мотивами, эпизодами из фольклора. Его сочинения ложились в основу спектаклей, уже при жизни им была познана слава наиболее популярного и читаемого автора.
В 1558 Ганс Сакс издал собрание собственных сочинений. В его творческом наследии исследователи насчитали почти шесть тысяч произведений разных жанров: шванки, фастнахтшпили, стихи, драмы. Произведения отличались и светским, и духовным характером; они часто в разных вариантах интерпретировали один и тот же сюжет.
Интересен тот факт, что доход ему давало сапожное ремесло, а не литературное творчество. Наибольшей известностью пользовались две комедии, которые дошли до наших дней: «Школяр в раю» и «Корзина разносчика».
Смерть Ганса Сакса наступила в 1576 году 19 января в Нюрнберге.

Биография Джироламо Савонаролы

Известен в качестве диктатора Флоренции, итальянского монаха, доминиканского священника.
Появился на свет он в 1452 году 21 сентября в городе Ферраре, расположенном в восточной части Паданской равнины. Его род был старинным падуанским. Отца звали Николой Савонаролой, а мать – Еленой Буонокорзи. Дед работал врачом, завоевал на этом поприще авторитет. Отец рассчитывал, что сын тоже станет врачом, поэтому прилагал усилия для обеспечения достойного образования. Будущий диктатор с юношеских лет показал стремление к аскетизму, глубокую религиозность и рассудительность.
Ему не нравились царившие тогда в Италии нравы, светская жизнь. Он безответно влюбился в дочь Строцци, флорентийского изгнанника, что привело его в монастырь. Тем более, Джироламо любил изучать средневековые богословские сочинения.
Это произошло в 1475 году, когда он тайно оставил родной дом в Болонье, чтобы уйти в доминиканский монастырь. При этом дома осталась написанная им книга «О презрении к свету». В стенах монастыря у него была суровая жизнь без денег, от которых он отказался и без книг, которые были подарены монастырю. На руках у будущего диктатора осталась лишь Библия. При этом Джироламо Савонарола критиковал монастырскую роскошь, молился и изучал Отцов Церкви.
В этот период он обнаружил у себя склонность к поэзии, когда им было написано стихотворение «О падении церкви», рассказывающее об отсутствии у людей христианской любви, учености, чистоты, причиной чего указывалась порочность пап. По велению настоятеля монастыря Савонарола стал учить новичков и выполнять обязанности проповедника.
В 1482 году он был послан читать проповеди в разных городах, в том числе и в Ферраре. После начала войны с Венецией монах получил приказ выехать из города и приехать во Флоренцию. Здесь он остановился в монастыре Сан-Марко, где ему позволили наставлять послушников и выполнять обязанности почетного чтеца при братии.
В 1483 году его проповеди в церкви Сан-Лоренцо не имели успеха. После этого в течение двух лет монах проповедовал в небольшом городке Сан-Джиминьяно, стараясь увлечь своих слушателей. В 1486 году он приехал в Брешии уже как отважный и опытный проповедник, резко бичевавший людские пороки, властно призывающий к покаянию и предвещающий всей Италии Божье наказание за все грехи.
В тот период в Реджио у него состоялось знакомство с Пико, благодаря которому в 1490 году Савонарола был вызван Лоренцо Медичи из Генуи во Флоренцию, где им была занята кафедра учителя в монастыре Сан-Марко. В этом же году 1 августа монах здесь выступил со знаменитой речью, призывающей к обновлению церкви и предвещающей гнев Божий для всей Италии. По его утверждению, он передавал повеления Божьи и грозил карами всем, кто ему не верил.
Савонарола смог усилить свое влияние, так как некоторые его предсказания сбылись: умер папа Иннокентий, произошло нашествие французского короля и т.д. С братией он обращался ласково и сердечно, и в 1491 году его единогласно избрали на должность настоятеля монастыря. После этого назначения Савонарола сразу проявил независимость от Лоренцо Медичи, который не выразил ему свое почтение.
Позже Лоренцо уступил настоятелю монастыря, но уже в 1492 году скончался. После этого править Флоренцией стал его сын, который не разрешил монаху читать проповеди во время поста. Тот вынужден был в 1493 году уехать в Болонью, где разгневал жену правителя Болоньи, назвав ее дьяволом. Та велела своим телохранителям убить монаха.
Но все обошлось, и вернувшийся во Флоренцию Савонарола стал ее преобразовывать, о чем всегда мечтал. Сначала он реформировал монастырь Сан-Марко, продав все имущество церкви, запретив всякую роскошь и дав всем монахам работу.
В 1494 году произошло вступление в Италию французского короля Карла VIII, который уже в ноябре оказался во Флоренции. Сына Лоренцо Медичи объявили изменником и изгнали, а Савонарола возглавил посольство французскому королю и стал фактически править Флоренцией.
Его политические взгляды отражали позиции республиканцев, но условием полезности республики у него было нравственное очищение народа. Иисуса Христа он назвал королем Флоренции, а себя объявил его избранником.
Резкие и откровенные проповеди монаха настроили против него много влиятельных врагов. Среди них были «серые», поддерживающие Медичи, и «беснующиеся», стоящие за аристократическое республиканское правление. В интригах против Савонаролы участвовали кардинал Асканио Сфорца, герцог Миланский и Мариано Дженнацаио, потерявший репутацию лучшего проповедника.
Для испытания справедливости учения монаха ему решили назначить испытание огнем как суд Божий на 7 апреля 1498 года, когда он должен был безболезненно пройти среди костров. Но после несостоявшегося испытания, народ разочаровался в монахе, заподозрив его в трусости. На следующий день Савонаролу арестовали и посадили в темницу. Здесь он подвергся жесточайшим пыткам, которые вынудили его признаться в лживости своих пророчеств.
22 мая был вынесен смертный приговор, на следующий день в 1498 году Савонаролу повесили, а тело предали огню.
Павел IV оправдал учение монаха. Кроме этого, в XVII веке в честь доминиканского монаха учредили обряд в католицизме. В 1875 году в Ферраре ему поставили памятник. Деятельность Савонаролы вызвала противоречивые мнения. Одни считали его реформатором, другие – догматиком, навязывающим средневековые идеи.

Биография Саади

Известен в качестве представителя практического направления в суфизме, ирано-персидского философа-моралиста, поэта.
Появился на свет он примерно в 1205 году в городе Ширазе. Настоящее имя — Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази. Отец был муллой. В жизни поэта биографы различили три важнейших периода: школьный в 1205-1226 годы, период скитаний в 1226-1256 годы, шейхский период в 1256-1291 годы.
Саади – это псевдоним в честь атабека, помогавшему отцу воспитывать сына. Отец при этом находился у него на службе. Атабека звали Фарсом Саадом ибн Занги. При его поддержке Муслиха устроили в Багдаде в медресе. Здесь он обучался у суфийских шейхов, стремящихся заинтересовать своих учеников идеалами аскетизма. При этом творчество поэта в ту пору демонстрировало любовь автора к различным сферам жизни.
В 1226 году Саада ибн Зангу отстранили от власти, что произошло, когда в Иран вторглись монголы. После этого в течение тридцати лет поэт вынужден был скитаться по разным странам. В Индии ради спасения своей жизни он вынужден был принять зороастризм. Мекку Саади посещал четырнадцать раз. Благодаря прекрасному знанию классического арабского языка, он вел проповеди в Дамаске и Баальбеке. Желание уединиться привело его в пустыню возле Иерусалима. Однажды крестоносцы взяли поэта в плен, а позже он был выкуплен неким состоятельным человеком, насильно женившим его на своей некрасивой дочери.
Спасаясь от такой семейной жизни, Саади сбежал в Северную Африку. В родном Ширазе он оказался лишь в 1256 году, где до конца жизни обрел относительный покой под защитой сына умершего атабека.
Богатство жизненного опыта стало основой поэтического и прозаического творчества. В 1257 году поэт подарил правителю Шираза свою поэму «Бустан», в которой в стихотворной форме изложил постулаты суфийской философии и этики. Это сочинение стало величайшим в суфийской литературе.
На следующий год Саади вновь подарил правителю Шираза уже другую поэму, которую назвал «Гулистан». Она имела похожее содержание, но была написана более простыми словами. Ее популярность сохранилась и до настоящего времени. Это произведение вошло в классику таджикско-персидской литературы. Аналогичную значимость приобрела и «Книга Сахиба». Саади написал также наставления философско-религиозного характера, любовные газели и т.д. Его смерть наступила в 1292 году.