Биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Известен в качестве Рязанского и Тверского вице-губернатора, русского писателя.
Появился на свет он в 1826 году 15 января в родительском имении, включающем в себя село Спас-Угол, относящееся к Калязинскому уезду в Тверской губернии. Отца звали Евграфом Васильевичем, он был коллежским советником. Мать, Ольга Михайловна, происходила из купеческого рода. Семья была знатной, помещичьей и богатой.
До десяти лет будущий писатель учился на дому, после чего в течение двух лет пансионером учился в Московском дворянском институте. В 1838 году стал учащимся Царскосельского лицея. В этот период на него большое впечатление оказали творчество Гоголя, статьи Герцена и Белинского, что привело к желанию попробовать себя в поэзии.
В 1844 году Салтыков-Щедрин окончил лицей и стал работать канцелярским чиновником в Военном министерстве. Бюрократический Петербург ассоциировался у него с повальными долгами, принуждением, скукой и ложью. Будущий писатель нашел в столице другой мир, который постепенно стал входить в его жизнь. Его идеалы и представления позволяли интересоваться больше общением с литераторами, «пятницами» Петрашевского, объединявших ученых, философов, литераторов, военных, имеющих антикрепостнические настроения и ищущих идеалы справедливого общества.
Первую повесть под названием «Противоречия» Салтыков опубликовал в 1847 году. На следующий год вышла вторая повесть «Запутанное дело». Оба произведения отражали острую социальную проблематику и привлекли внимание власть имущих, находящихся под впечатлением от французской революции 1848 года. Автора обвинили во вредном образе мыслей и в распространении губительных идей, отправив его в ссылку на Вятку.
Здесь он прожил восемь лет, а в 1850 году стал советником в губернском правлении. Это позволило ему периодически ездить в командировки и видеть мир чиновников и крестьян во всех проявлениях. Этот опыт, в дальнейшем, сыграл важную роль в развитии сатиры в творчестве писателя.
Его сказки отличались фантастичностью и одновременно реальностью, народностью языка, близкого к русскому фольклору. Из-за своего творчества автор подвергался цензурным гонениям. Многие произведения были опубликованы за рубежом в незаконных изданиях. За масками животных в его сочинениях безошибочно угадывалось политическое содержание. Сочетание психологии, политики, человеческих черт и животного мира приводило к комическому эффекту, наглядно обнажающему нелепость существующей реальности.
Писателем осуждались несправедливость, покорность рабов перед господами, несовершенство и пороки русского общества. Роман «История одного города» отразил наиболее ужасающие аспекты российской действительности. Своим творчеством Салтыков-Щедрин открыл новые методы применения сатиры в литературе.
В 1858 году он получил пост вице-губернатора в Рязани, а в апреле 1860 года – эту же должность в Твери. В феврале 1862 года писатель ушел со службы, после чего стал жить в Петербурге. Здесь в 1863 году он стал работать редактором в «Современнике». Есть вероятность, что трудности издания, связанные с цензурой, побудили Салтыкова вновь уйти на службу. В ноябре в 1864 году его назначили на должность управляющего Пензенской казённой палатой. Через два года в той же должности он начал работу в Туле, а в октябре 1867 года – в Рязани. В этот период писатель меньше всего занимался литературой. В 1865-1867 годы им была опубликована лишь одна статья под названием «Завещание моим детям».
1 января 1868 года редактором «Отечественных записок» стал Некрасов, а Салтыков-Щедрин начал активно работать в этом издании. В июне 1868 года он окончательно ушел со службы, заняв важную должность в журнале. Десять лет спустя, когда Некрасов умер, стал официальным редактором «Отечественных записок». В этот период он больше всего публиковался именно в этом журнале.
Когда издание запретили, Салтыков стал публиковаться в «Вестнике Европы». Свое здоровье он расшатал еще в 1870-х годах, а после запрета журнала оно вообще ухудшилось. В этом издании писатель работал с душой, искренне сопереживая всему тому, что происходило с изданием. Его редакционная деятельность была для него своеобразным общением с читателем, а закрытие «Отечественных записок» разорвало эту связь.
Последний период жизни он медленно агонизировал, но не оставлял литературную деятельность. Его произведение «Пошехонская старина» встало по своему уровню в один ряд с лучшими образцами его творчества. Смерть писателя наступила в 1889 году 28 апреля. Его тело похоронили рядом с Тургеневым на Волковском кладбище.