Биография Жан-Поля Сартра

Известен в качестве французского педагога, драматурга и эссеиста, писателя, представителя атеистического экзистенциализма, философа.
Появился на свет он в 1905 году 21 июня в Париже. У родителей был единственным ребенком. Отца звали Жан-Батистом Сартром, он служил офицером в военно-морских силах Франции. Мать звали Анной-Марией Швейцер. В пятнадцатимесячном возрасте будущий философ потерял отца. После этого семья стала жить в родительском доме в Мёдоне.
Первоначальное образование Сартр получал в лицеях Ла-Рошели. В Париже учился в Высшей нормальной школе, защитил там диссертацию по философии. В 1934 году уехал в Берлин на стажировку во Французский институт. В период с 1929 по 1939 годы и с 1941 по 1944 годы Жан-Поль Сартр работал преподавателем философии в различных французских лицеях. После этого периода преподавательской деятельности он полностью сконцентрировался на литературной сфере.
При этом его первый роман «Тошнота» был опубликован еще в 1938 году. Многие критики посчитали это произведение самым лучшим в активе писателя, который затронул глубинные идеи Евангелия, но с точки зрения атеиста.
В студенчестве будущий философ встретил Симону де Бовуар, которая, в дальнейшем, стала его женой, подругой и автором-единомышленником. Он с ней и с Морисом Мерло-Понти создал журнал под названием «Новые времена». В 1952 году проходил Венский конгресс народов в защиту мира, на котором французский философ выступил в поддержку мира. На следующий год его избрали во Всемирный Совет Мира.
В 1956 году он с редакцией журнала «Новые времена» не поддержал идею французского Алжира и выступил за независимость алжирского народа. Сартр обличал пытки, поддерживал право народов на самоопределение, называл насилие гангренной производной колониализма.
Ему угрожали националисты, они дважды взрывали его парижскую квартиру, пять раз врывались в редакцию журнала «Новые времена». Как и многие из интеллигенции стран третьего мира, он поддержал кубинскую революцию 1959 года. Кроме этого, стал сотрудничать с новостным агентством Кубы «Пренса Латина». Но в 1971 году произошло охлаждение отношений, разрыв с Кастро, когда кубинского поэта Падилью за критику властей посадили в тюрьму.
В 1964 году Сартра наградили Нобелевской премией по литературе, признав его уникальную литературную деятельность. Но он не принял премию, объяснив это тем, что не хотел зависеть от каких-либо социальных институтов. Аналогично еще в 1945 году писатель не принял Орден почетного легиона. В 1964 году он решил прекратить свою литературную деятельность, разочаровавшись в ней и назвав литературу суррогатом действенного преобразования реальности.
Сартр принимал активное участие в расследовании преступлений американской армии во Вьетнаме. В 1967 году, во время Международного трибунала по расследованию военных преступлений, он выступил со своей нашумевшей речью о геноциде.
Философ участвовал во французской революции в 1968 году. Во время тех событий он был единственным, кого впустили внутрь захватившие Сорбонну бунтующие студенты. Сартр занимал активную жизненную позицию, и не без его участия проходили многочисленные маоистские, демократические движения, протесты против Вьетнамской войны, Алжирской войны, против нападения на Кубу, подавления венгерских событий в 1956 году, уничтожения инакомыслия в Советском Союзе, ввода советских вооруженных сил в Прагу.
В философской концепции Сартра центральным понятием была свобода, которую он воспринимал как нечто абсолютным, раз и навсегда данным. Под свободой он больше понимал свободу выбора, а не свободу духа.
Кроме свободы, философ рассматривал понятие отчуждения. Для него современный индивид был отчужденным существом со стандартизированной индивидуальностью, подчиненной всевозможным социальным институтам, «стоящим» над человеком. По мнению Сартра, из-за этого человек отстранялся от совместного управления делами и, как следствие, от самого важного – возможности вершить свою историю.
Смерть философа наступила в 1980 году 15 апреля в Париже.