Я убеждён, что есть универсальные потоки Божественной мысли, вибрирующей эфир всюду и что любой, кто может чувствовать эти колебания, вдохновлён.

Я убеждён, что есть универсальные потоки Божественной мысли, вибрирующей эфир всюду и что любой, кто может чувствовать эти колебания, вдохновлён.

Народ составляют те, кто думает инстинктивно. Народ ведёт себя бессознательно и на этом основании природно-инстинктивно.

Народ составляют те, кто думает инстинктивно. Народ ведёт себя бессознательно и на этом основании природно-инстинктивно.

И ребёнка, и друга мы любим лишь в том случае, если мы вообще уже умеем любить. А этому мужчина научается у женщины.

И ребёнка, и друга мы любим лишь в том случае, если мы вообще уже умеем любить. А этому мужчина научается у женщины.

В государстве общество обязано жертвовать частью собственного эгоизма ради благополучия большинства. Непосредственной целью государства является стабильность, достижение спокойствия.

В государстве общество обязано жертвовать частью собственного эгоизма ради благополучия большинства. Непосредственной целью государства является стабильность, достижение спокойствия.

Биография Рихарда Вагнера

Рихард Вагнер - цитатыВильгельм Рихард Вагнер является немецким композитором, теоретиком искусства, крупнейшим реформатором оперы, внесшим значительный вклад в музыкальную культуру Европы.

Родился будущий композитор 22 мая 1813 года в Лейпциге. Отец, Карл Фридрих Вагнер, был чиновником. Мать, Иоганна Розина, выросла в семье мельника. В детские годы Рихард был болезненным мальчиком. В это время семья часто меняла место жительства, и будущему композитору приходилось менять школы, получать образование урывками. Но он все же сумел воспринять многое, что в дальнейшем пригодилось в жизни: современная и классическая литература, оперы К.М. Вебера, концерты, основы техники композиции. Кроме этого, мальчик заинтересовался самовыражением в театрально-драматической форме, философией и политикой. В феврале 1831 года его зачислили в число студентов Лейпцигского университета, а перед этим исполнили его первую музыкальную работу – увертюру си-бемоль мажор.

В университетские годы Вагнер познавал философию и эстетику, учился музыке у Т. Вайнлига, кантора школы св. Фомы. 10 января 1833 года симфонию Вагнера до мажор исполнили в лейпцигском концертном зале.

Через месяц после этого его брат, певец Карл Альберт, помог ему устроиться репетитором в оперном театре Вюрцбурга. Лейпцигская «Газета элегантного света» опубликовала статью композитора под названием «Немецкая опера», которая фактически предвосхитила более поздние теоретические концепции автора.

В 1834 года ему дали должность дирижера Магдебургского театра. В этом же году он встретил в своей жизни актрису Минну Планер, за которой стал ухаживать в течение двух лет, после чего женился. Особых успехов на новом месте работы не было, после нее последовали должности в Кёнигсберге, Риге, где он также не задержался. Мина разочаровалась в муже и решила его временно оставить. Находясь под гнетом долгов, композитор потерпел неудачи со своими новыми произведениями – увертюрой «Правь, Британия!» и оперой «Запрет любви».

Осенью в 1838 году Минна вновь вернулась к Рихарду, который оставил театр из-за театральных интриг. Пара отправилась в Париж через море, которое композитор трудно перенес. Матросы рассказали ему легенду, на основе чего была написана новая опера «Летучий голландец». Во Франции чета прожила больше двух лет. Хотя Вагнер испытывал финансовые трудности, это не помешало ему развернуться в Париже. Дарование композитора оценили многие известные и выдающиеся люди. В это время Рихард написал симфоническую увертюру «Фауст», завершил партитуру «Риенци», закончил либретто к «Летучему голландцу». В июне 1841 года до него дошло известие, что постановку «Риенци» одобрили в Дрездене.

Чета Вагнеров вернулась в Германию. Композитор столкнулся с рядом сложностей, но 20 октября 1842 года все-таки состоялась премьера «Риенци». На фоне успеха Рихард сблизился с Ф. Листом и получил приглашения продирижировать концерты в Берлине и Лейпциге. В Дрездене в начале 1843 года поставили и «Летучий голландец». Эту оперу ставили лишь четыре раза, но композитор получил столь большую известность, что сумел устроиться придворным капельмейстером.

15 июня 1848 года, после революционных событий, Рихард Вагнер поддержал республиканские идеи, за что его сместили с поста. Но это не повлияло на рост его композиторской славы. «Летучий голландец» одобрил маститый Л. Шпор, исполнивший произведение в Касселе. Его поставили также в Берлине и Риге. В мае 1849 года он находился на репетициях «Тангейзера» в Веймаре и в это время узнал, что его дом обыскали и уже выдали ордер на арест композитора по обвинению в дрезденском восстании. Он оставил в Веймаре Минну и уехал в Цюрих, где пробыл десять лет.

Здесь он получил помощь от Джесси Лоссо, англичанки, жены французского негоцианта, за которой Вагнер стал ухаживать. Большую огласку получил и другой скандал, связанный с романом немецкого музыканта и Матильды Везендок, жены мецената, давшего Вагнеру пожить в комфортабельном доме у Цюрихского озера.

В этот период Рихард Вагнер написал все свои значительные литературные произведения, в том числе и досадный памфлет о евреях в музыке. Автор показал себя ярым антисемитом, критиковавшим Мейербера и Мендельсона, Бёрне и Гейне.

В сентябре 1859 года композитор вновь сошелся с Минной в Париже. В 1860 году он дал три концерта, которые принесли убытки и враждебное отношение прессы. Через год освистали премьеру отредактированного для Парижа «Тангейзера». В период с 1862 по 1863 годы Вагнер в качестве дирижера совершил успешные концертные поездки по городам Европы.

В 1864 году из-за угрозы ареста за долги он вновь сбежал с Эллизой Вилле в Мариенфельд. Многих друзей и кредиторов композитора это окончательно разочаровало. В этот момент ему помог молодой король Людвиг II, любивший оперы Вагнера. Он сделал автору приглашение приехать в Мюнхен.

С конца 1863 года Рихард начал отношения с Козимой фон Бюлов, которая вскоре родила дочь. Политические оппоненты использовали это обстоятельство как повод для требований изгнать композитора из Мюнхена. В итоге, ему пришлось опять уехать и найти пристанище уже в Трибшене у Люцернского озера. В 1866 году скончалась Мина Планер. Через три года после этого у Рихарда родился единственный сын – Зигфрид. В 1870 году Козима, разведясь с фон Бюловым, стала законной женой композитора.

Людвиг Баварский хоть и разочаровался в человеческих качествах Вагнера, но он очень ценил его творчество. Благодаря его стараниям, были поставлены в 1868 году «Мейстерзингер», в 1869 году «Золото Рейна», а в 1870 году – «Валькирии». В эти годы Прусская королевская академия искусств избрала Рихарда Вагнера в свои ряды, что окончательно сделало его знаменитым и признанным.

В августе 1876 года в Байроте новый театр, построенный композитором, открылся премьерой «Кольца нибелунга». В 1883 году, 13 февраля, когда Вагнер находился в Венеции, он скончался.