Биография Василия Великого

Василий Великий - цитатыВасилий Великий был церковным деятелем, теологом, святителем, философом-платоником, представителем патристики, епископом города Кесария в Малой Азии, выступавшим против арианства. Как и Григорий Богослов с Григорием Нисским, епископ города Кесария стал считаться каппадокийским отцом церкви. Есть сведения, что он изобрел иконостас и составил литургию Василия Великого. Написал многочисленные проповеди и письма, среди которых до наших дней дошло около трехсот.

Год рождения – около 330. Место рождения – город Кесария, административный центр Каппадокии. Предки Василия Великого ревностно относились к христианской вере, имели известность и богатство, дарования и способности. Диоклетиановые гонения затронули его дедушку и бабушку. Родной дядя и двое братьев, Пётр Севастийский и Григорий Нисский, были епископами. Святитель имел сестру – преподобную Макрину. Отец, оратор и законовед, хотел, чтобы Василий пошел по его стопам.

В восемнадцатилетнем возрасте будущий знаменитый теолог поехал в Константинополь, где ему давал уроки знаменитый в то время софист Ливаний. Затем Василий уехал в Афины, которые в то время считались центром философского образования. В этом городе он заимел знакомство с Юлианом, будущим императором.

По возвращении в Кесарию будущего святителя посвятили в чтецы, но затем он проникся идеалами аскетизма и решил побольше узнать о процветавшем тогда монашестве. Для этого он поехал в Египет, где христианство произвело на него неоднозначное впечатление. С одной стороны, он был потрясен подвигами святых отшельников. С другой стороны, его очень разочаровали господствовавшие в церкви разделения и смуты.

Вернувшись на родину, Василий начал активно устраивать монашество, им были основаны несколько монастырей в Понте. В 364 году, посвященный в пресвитеры, он стал активно участвовать в делах церкви и успешно противодействовать арианам, которые стали преобладать при Валенте.

Кроме этого, Василий Великий стал деятельно развивать христианскую благотворительность, открывать убежища для бедняков (птохотрофии), бесстрашно заступаться за гонимых и несчастных. Безупречно аскетический образ жизни, активная церковная и благотворительная деятельность сделали церковного деятеля очень популярным.

В 370 году его избрали архиепископом города Кесария. В новой должности он стал активнее заниматься общими делами церкви. Послы и письма помогли ему плодотворно сотрудничать с папой римским Дамасом и со святым Афанасием Александрийским для сплочения православия и борьбы против арианства.

Но активная жизненная позиция епископа Кесарии привела к появлению врагов с разных сторон. Его стали ненавидеть не только ариане, но и даже некоторые ревнители правоверия, считавшие его слишком уступчивым, гордым и высокомерным.

В 371 году во время церковного празднества он прочитал богословскую проповедь, в которой ни разу не обозначил, что Сын Божий является Богом. Это было сделано, чтобы не оттолкнуть колебавшихся полуариан, которых нужно было убеждать мягко и осторожно. Но многие ревнители веры не поняли этого и проявили свое негодование, обвинив церковного деятеля в вероотступничестве. Его защитил авторитетный святой Афанасий Великий, в письменном виде зафиксировавший безупречную веру и правильность действий Василия Великого.

Когда император Валент путешествовал по Каппадокии, епископ категорически отказался признавать верность арианских представлений. Рассерженный император поделил Каппадокию на две провинции, что сократило каноническую территорию Василия и уменьшило его церковные позиции. Но он сумел поставить в ключевые города своих епископов – Григория Богослова и Григория Нисского.

В 372 году кесарийский святитель испытал другую бурю. Император Валент решил насильно внедрить арианство в кесарийскую церковь и уничтожить ее архиепископа. Он сначала поручил отправиться в церковь префекту Эвиппию, а затем пришел и сам. Василий Великий отлучил от церкви еретиков-вельмож, а самому Валенту разрешил посетить храм лишь для того, чтобы принести дары. Император передумал исполнять свои замыслы и ушел.

Во время битвы при Андрианополе Валент погиб, что привело к изменению баланса сил в церкви и государстве. Но эту ситуацию Василий не смог использовать в свою пользу. Аскетический образ жизни подорвал его здоровье, и он умер в начале 379 года, после чего его причислили к лику святых.

Память святого Василия стали праздновать 1 января, в день Обрезания Господня. Кроме этого, его с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом стали чествовать 30 января – особым праздником, история которого уходит в XI век. В то время греки стали спорить друг с другом, кто важнее и значительнее: Василий Великий, Иоанн Златоуст или Григорий Богослов. В итоге, споры ожесточились и привели к появлению трех сект: Иоаннитов, Григориан и Василиан.

После этого святой епископ Иоанн Эхваитский увидел во сне трех святителей, которые сказали, что они все равны, так как одинаково равно служили Богу. Они приказали, чтобы епископ оповестил всех об этом сне, чтобы был установлен один общий праздник для всех трех святителей, что церковь и сделала.