Аристофан - цитаты

Биография Аристофана

Аристофан - цитатыАристофан является древнегреческим драматургом, первым поэтом-комедиографом, который вошел в анналы истории в качестве «отца комедии».

Родился приблизительно в 445 году до нашей эры в Аттике. Семья будущего драматурга была состоятельной. Отца звали Филипп, и он в качестве колониста владел земельным участком на острове Энгина. Именно из-за этого обстоятельства многие современники драматурга не считали, что он гражданин Афин, хотя его род был из афинского дема Кидафина.

Свое образование Аристофан получил в родном городе. Творческие способности у будущего драматурга проявились еще с семнадцати лет. В тот период он уже начал сочинять стихи и музыку. В молодом возрасте, в 427 году до нашей эры, он написал свою первую комедию под названием «Пирующие». На следующий год уже была написана вторая комедия «Вавилоняне», а в 425 году до нашей эры – «Ахарняне». Эти три пьесы не были подписаны именем автора. Молодой и безвестный в тот период Аристофан решил выбрать в качестве псевдонима имя Каллистрат, как звали его друга.

«Вавилоняне» были представлены на Великих Дионисиях, имели сатирическое содержание, в котором высмеивался демагог Клеон, имеющий большое влияние в то время. Последний очень разгневался и мстительно инициировал судебное преследование. Драматурга обвинили в порицании и высмеивании политики Афин перед лицом уполномоченных представителей от союзных стран. Кроме этого, Аристофану вменили незаконное присвоение звания гражданина Афин.

Подробности судебной тяжбы не дошли до наших времен, но известно, что тяжелых последствий для автора она не принесла. Мало того, очередная комедия «Всадники», написанная в 424 году до нашей эры, еще больше высмеивала Клеона. Есть сведения, что актеры отказались играть за критический образ Клеона, и драматург вынужден был сам сыграть его. Слово «демагог» изначально означало предводителя народа, но именно Аристофан своими комедиями дал новое, негативное толкование этому слову, и это новое значение используется и в сегодняшнее время.

Смелость, беспощадность, язвительность и бескомпромиссность характерны практически для всех произведений Аристофана, но более всего выявляются в периоде раннего творчества. Он написал около 44 комедий, из которых до наших дней в полном объеме дошли лишь одиннадцать. Среди них «Лягушки», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Осы», «Облака», «Всадники», «Ахарняне» и другие. От остального всего наследия древнегреческого драматурга осталось лишь около девятьсот различных отрывков из разных сочинений, по которым можно судить обо всем творчестве.

С возрастом Аристофан стал уделять политике и сильным мира всего все меньше и меньше внимания, но это не снизило популярность комедий автора, которые восторженно принимались публикой, прозвавшей автора Комиком. Такие прозвища вполне были распространены в то время, например, Гомера звали Поэтом.

Жизнь драматурга совпала с событиями, которые имели исключительное значение для Афин. В середине V века до нашей эры Афины одержали победу над персидской монархией и заняли доминирующую позицию в Древней Элладе, встав во главе коалиции множества мелких островов и стран Эгейского архипелага. Это было время, когда государственное устройство Афин и различные искусства достигли наивысшего расцвета.

Но в конце V века Афины вступили в новую затяжную войну – Пелопонесскую, которая велась со Спартой, могущественным объединением того времени. В Афинах возникали партии, которые имели различное мнение о войне. Богатыми купцами, связанными с морской торговлей, война одобрялась, а землевладельцами, которые страдали от грабительских набегов, осуждалась. Аристофан по своим убеждениям был близок к землевладельцам и в своем творчестве осуждал войну.

Во внутренней жизни Афин также наблюдались изменения. В то время странствовали софисты – учителя мудрости, которые критиковали традиционные представления о нравственности, взгляды предков, веками устоявшиеся верования и стандарты. Весь этот исторический фон стал объектом сатиры Аристофана, который отстаивал взгляды государственника, непримиримого к тому, что подрывает основы стабильности и государства.

В произведении «Осы» автор показал свое отношение к творчеству, в котором он видел себя в качестве «очистителя», отвращающего беды от своего государства. Состоятельные крестьяне и правящие круги, уставшие от лишений затяжной Пелопонесской войны, уважительно относились к старым традициям и находили отражение своих взглядов в творчестве поэта-комедиографа.

Есть данные, что древнегреческий драматург имел двоих сыновей – Арара и Филиппа. Они также стали заниматься сочинением произведений в комическом жанре. Последние комедии Аристофана, «Кокал» и «Эолосикон», были представлены публике сыном Араром. В «Кокале» использовались новые сюжетные тенденции, которые стали применять в комедиях нового образца. К сожалению, эти две комедии не дошли до наших дней. Смерть Аристофана наступила в Афинах в период между 387-380 годами.

В современное время сложно объективно оценить творчество Аристофана, так как многие описания, намеки и параллели могут быть понятными лишь для современников. Читателей нашего времени могут смутить грубость языка, его неблагопристойность, фривольность, но это всего лишь отражает нравы той эпохи. Публицистический запал произведений автора, полет фантазии, живой юмор, стройность художественной формы, — все это может заинтересовать и современного человека, поэтому его некоторые комедии до сих пор не сходят с театральных подмостков Европы. Талант древнегреческого поэта-комедиографа был по достоинству оценен такими признанными мастерами слова, как Маяковский, Фейхтвангер, Гете, Шелли, Филдинг, Гейне, Расин, Рабле.