Биография Джироламо Савонаролы

Известен в качестве диктатора Флоренции, итальянского монаха, доминиканского священника.
Появился на свет он в 1452 году 21 сентября в городе Ферраре, расположенном в восточной части Паданской равнины. Его род был старинным падуанским. Отца звали Николой Савонаролой, а мать – Еленой Буонокорзи. Дед работал врачом, завоевал на этом поприще авторитет. Отец рассчитывал, что сын тоже станет врачом, поэтому прилагал усилия для обеспечения достойного образования. Будущий диктатор с юношеских лет показал стремление к аскетизму, глубокую религиозность и рассудительность.
Ему не нравились царившие тогда в Италии нравы, светская жизнь. Он безответно влюбился в дочь Строцци, флорентийского изгнанника, что привело его в монастырь. Тем более, Джироламо любил изучать средневековые богословские сочинения.
Это произошло в 1475 году, когда он тайно оставил родной дом в Болонье, чтобы уйти в доминиканский монастырь. При этом дома осталась написанная им книга «О презрении к свету». В стенах монастыря у него была суровая жизнь без денег, от которых он отказался и без книг, которые были подарены монастырю. На руках у будущего диктатора осталась лишь Библия. При этом Джироламо Савонарола критиковал монастырскую роскошь, молился и изучал Отцов Церкви.
В этот период он обнаружил у себя склонность к поэзии, когда им было написано стихотворение «О падении церкви», рассказывающее об отсутствии у людей христианской любви, учености, чистоты, причиной чего указывалась порочность пап. По велению настоятеля монастыря Савонарола стал учить новичков и выполнять обязанности проповедника.
В 1482 году он был послан читать проповеди в разных городах, в том числе и в Ферраре. После начала войны с Венецией монах получил приказ выехать из города и приехать во Флоренцию. Здесь он остановился в монастыре Сан-Марко, где ему позволили наставлять послушников и выполнять обязанности почетного чтеца при братии.
В 1483 году его проповеди в церкви Сан-Лоренцо не имели успеха. После этого в течение двух лет монах проповедовал в небольшом городке Сан-Джиминьяно, стараясь увлечь своих слушателей. В 1486 году он приехал в Брешии уже как отважный и опытный проповедник, резко бичевавший людские пороки, властно призывающий к покаянию и предвещающий всей Италии Божье наказание за все грехи.
В тот период в Реджио у него состоялось знакомство с Пико, благодаря которому в 1490 году Савонарола был вызван Лоренцо Медичи из Генуи во Флоренцию, где им была занята кафедра учителя в монастыре Сан-Марко. В этом же году 1 августа монах здесь выступил со знаменитой речью, призывающей к обновлению церкви и предвещающей гнев Божий для всей Италии. По его утверждению, он передавал повеления Божьи и грозил карами всем, кто ему не верил.
Савонарола смог усилить свое влияние, так как некоторые его предсказания сбылись: умер папа Иннокентий, произошло нашествие французского короля и т.д. С братией он обращался ласково и сердечно, и в 1491 году его единогласно избрали на должность настоятеля монастыря. После этого назначения Савонарола сразу проявил независимость от Лоренцо Медичи, который не выразил ему свое почтение.
Позже Лоренцо уступил настоятелю монастыря, но уже в 1492 году скончался. После этого править Флоренцией стал его сын, который не разрешил монаху читать проповеди во время поста. Тот вынужден был в 1493 году уехать в Болонью, где разгневал жену правителя Болоньи, назвав ее дьяволом. Та велела своим телохранителям убить монаха.
Но все обошлось, и вернувшийся во Флоренцию Савонарола стал ее преобразовывать, о чем всегда мечтал. Сначала он реформировал монастырь Сан-Марко, продав все имущество церкви, запретив всякую роскошь и дав всем монахам работу.
В 1494 году произошло вступление в Италию французского короля Карла VIII, который уже в ноябре оказался во Флоренции. Сына Лоренцо Медичи объявили изменником и изгнали, а Савонарола возглавил посольство французскому королю и стал фактически править Флоренцией.
Его политические взгляды отражали позиции республиканцев, но условием полезности республики у него было нравственное очищение народа. Иисуса Христа он назвал королем Флоренции, а себя объявил его избранником.
Резкие и откровенные проповеди монаха настроили против него много влиятельных врагов. Среди них были «серые», поддерживающие Медичи, и «беснующиеся», стоящие за аристократическое республиканское правление. В интригах против Савонаролы участвовали кардинал Асканио Сфорца, герцог Миланский и Мариано Дженнацаио, потерявший репутацию лучшего проповедника.
Для испытания справедливости учения монаха ему решили назначить испытание огнем как суд Божий на 7 апреля 1498 года, когда он должен был безболезненно пройти среди костров. Но после несостоявшегося испытания, народ разочаровался в монахе, заподозрив его в трусости. На следующий день Савонаролу арестовали и посадили в темницу. Здесь он подвергся жесточайшим пыткам, которые вынудили его признаться в лживости своих пророчеств.
22 мая был вынесен смертный приговор, на следующий день в 1498 году Савонаролу повесили, а тело предали огню.
Павел IV оправдал учение монаха. Кроме этого, в XVII веке в честь доминиканского монаха учредили обряд в католицизме. В 1875 году в Ферраре ему поставили памятник. Деятельность Савонаролы вызвала противоречивые мнения. Одни считали его реформатором, другие – догматиком, навязывающим средневековые идеи.