Махатма Ганди - цитаты

Биография Махатмы Ганди

Махатма Ганди - цитатыНастоящее имя – Мохандас Карамчанд Ганди. Является руководителем и идеологом борьбы за независимость от Великобритании. Его философская концепция ненасилия под названием «сатьяграха» сыграла важную роль в движении за мирные перемены. Махатма Ганди являлся духовным лидером нации, всю жизнь боровшимся с раздирающими его страну религиозными распрями и насилием.

Он родился 2 октября в 1869 году в городе Порбандар, столице штата Гуджарат. Его родители занимались торговлей и ростовщичеством, принадлежали к джати бания в структуре варны вайшьев. Отца звали Карамчанд Ганди, он был главным министром Порбандара.

Семья Ганди строго соблюдала все религиозные обряды. Наибольшее рвение в набожности проявляла мать Путлибай. Юный Ганди с ранних лет столкнулся с богослужением в храмах, принятием обетов, соблюдением постов, строжайшим вегетарианством, самоотречением, чтением священных книг индусов, беседами на религиозную тематику.

В тринадцатилетнем возрасте Мохандас женился на своей ровеснице Кастурбай. Он родила ему четыре сына: Харилала, Манилала, Рамдаса и Девдаса. Современная индийская семья политиков Ганди не принадлежит к числу их потомков. Старший сын Харилал вел распутную жизнь, злоупотреблял алкоголем, из-за чего отец от него отказался. Остальные сыновья стали помогать делу отца в его движении за независимость Индии.

В девятнадцатилетнем возрасте Махатма Ганди поехал на учебу в Лондон. В 1891 году он закончил обучение, получив образование юриста. Работа по специальности не дала хороших результатов в Индии, поэтому будущий борец за независимость в 1893 году уехал в Южную Африку. Там он стал отстаивать права индийцев, впервые применив сатьяграху – ненасильственное сопротивление.

Мировоззрение Мохандаса Ганди формировалось под влиянием Бхагавадгиты, идей Л.Н. Толстого и Г.Д. Торо; с русским писателем велась переписка. В 1915 году Ганди вернулся в Индию, а уже через четыре года принял активное участие в движении за независимость страны, противостоя британскому колониальному владычеству.

В 1915 году знаменитым индийским писателем, лауреатом Нобелевской премии по литературе Рабиндранатом Тагором впервые Мохандас Карамчанд Ганди назван «Махатмой», что в переводе означает «великая душа». Но сам Ганди отрицательно отнесся к этому титулу, считая, что недостоин его.

Ненасильственное сопротивление М. Ганди заключалось в том, что по его инициативе индийцы бойкотировали британские товары и учреждения, а также демонстративно преступали некоторые законы. В 1921 году Махатма встал во главе Индийского национального конгресса, который вынужден был оставить в 1934 году из-за конфликта по взглядам на борьбу за независимость с другими руководителями партии.

Он боролся также и за отмену дискриминации неприкасаемых. В своей борьбе с кастовым неравенством он приводил в пример индуистский принцип единобытия, которому противоречила реальная жизнь в индийском обществе. Его активная общественная деятельность основывалась на религиозных ценностях: все люди, независимо от их кастового, социального и прочего положения, — все люди имеют врожденную божественную природу.

На основе таких взглядов неприкасаемым он дал термин «хариджане» — дети божьи. Для примера Махатма Ганди вместе с ними принимал пищу, садился в вагоны третьего класса, начинал в их защиту голодовки и т.д. По поводу равноправия неприкасаемых он имел разногласия с их лидером – доктором Амбедкаром, которого очень уважал. Но радикальные требования Амбедкара могли привести индийское общество к расколу. В 1932 году Ганди начал голодовку и вынудил лидера неприкасаемых пойти на уступки.

Благодаря борьбе Махатмы, в первой конституции Индии были закреплены права неприкасаемых, и их дискриминация была запрещена. Концепция ненасильственного сопротивления требовала от его создателя последовательности и создавала серьезные испытания. Например, Конгресс (ИНК) одобрил принцип ненасилия в отношении борьбы за независимость, но не распространил это на войну с внешним агрессором.

Ганди оказывал огромное влияние как на индусов, так и на мусульман Индии. Он выступал против вражды между этими двумя группировками и не одобрил в 1947 году разделение Индии на светскую Индию и Пакистан с мусульманами. После раздела началось жестокое и кровавое противостояние между мусульманами и индусами, и в январе 1948 года Махатма решился на голодовку. Его отчаянная попытка призвать к миру была услышана духовными лидерами, которые остановили кровопролитие.

Но радикальные экстремисты не желали сотрудничать с мусульманами и решили продолжать бороться, поэтому достигнутое перемирие оказалось временным. Лидер политической организации «Хинду Махасабха» и бомбейский миллионер Винаяк Саваркар объединились, объявили М.К. Ганди врагом, а его принцип ненасилия назвали безнравственным. Ортодоксальные индуисты ежедневно направляли духовному лидеру нации свои протесты.

В 1948 году 20 января, через два дня после прекращения голодовки, в Ганди бросили самодельную бомбу. Обошлось без жертв. 30 января 1948 года вторая попытка покушения удалась. Экстремист сумел приблизиться к духовному лидеру нации, когда он вышел на вечернюю молитву, и трижды выстрелить в него. Все пули попали в цель: две прошли навылет, а третья застряла в левом легком на уровне сердца.

Позднее выяснилось, что в стране действовали мощные антиправительственные силы. Были арестованы и осуждены восемь человек, двоих из которых приговорили к смертной казни. 30 января в 2008 году, в честь 60-й годовщины со дня смерти Махатмы Ганди, часть его праха развеяли над морем в районе мыса Коморин. В Индии его имя почитают наравне с именами святых.