Ролан Барт - цитаты

Биография Ролана Барта

Ролан Барт - цитатыРолан Барт является французским эстетиком, критиком, философом-постструктуралистом и семиотиком. Родился в Нормандии, в городе Шербур, 12 ноября 1915 года. Отца звали Луи Барт, он был морским офицером, погибшим во время боя в Северном море. Без отца маленький Ролан остался, когда ему еще не исполнилось и года. Мать, Генриетта, вместе со своей сестрой и матерью переселилась в город Байонна, расположенный в юго-западной части Франции. Здесь Ролан впервые познал мир культуры, когда музыкально одаренная тетя начала его учить играть на фортепиано.

С 1935 по 1939 годы будущий философ учился в Сорбонне и показал многообещающие результаты. Но тяжелая болезнь – туберкулез легких – помешала продвинуться в академической карьере. Много времени уходило на лечение и пребывание в санаториях. Болезнь не позволила будущему философу отправиться на фронт во Вторую мировую войну. В юности у Ролана Барта в его характере сформировались два основных полюса: левая направленность политических взглядов и страсть к театру. С 1948 года он два года проработал преподавателем в Бухаресте и в это время познакомился с лингвосемиотическими идеями Греймаса.

В творчестве французского философа эксперты выделили три основных периода: в 50-е годы доструктуралистский, в 60-е годы структуралистский и в 70-е годы постструктуралистский.

В период с конца 1940-х до начала 1950-х годов на Барта оказали влияние марксизм и экзистенциализм. Ему нравятся «новый роман», «театр абсурда» и сценические идеи Б. Брехта. В это время будущий философ стал известен в качестве журналиста, публиковавшего в газете «Комба» статьи литературно-методологического характера.

В 1953 году вышел первый важный труд философа «Нулевая степень письма», в котором автор «марксизирует» экзистенциализм и описывает третье «измерение» художественной формы – письмо. Письмо по автору – это связь литературы с историей и обществом, это особый язык литературы в конкретном социально-историческом контексте.

В 1957 году была издана книга «Мифологии», посвященная критике массовой и западной культуры вообще. Особо выделяется анализ автором работ Б. Брехта, который, по автору, имеет «единственное великое имя в пустыне театра современности».

В 60-х годах прошлого столетия мыслителя заинтересовал анализ массовых коммуникаций. Он решил, что структурно-семиотическая методология может решить все проблемы эстетики, искусства и культуры. Барт начал смотреть на мир с точки зрения языка, которым охвачены и пронизаны все явления и все предметы и без которого ничего нет. В 1960 году он основал Центр по изучению массовых коммуникаций. С 1962 года стал профессором в Практической школе высших знаний.

Свои новые идеи философ развил в следующих работах: в 1963 году «О Расине», в 1964 году «Критические очерки», в 1966 году «Критика и истина», в 1965 году «Основы семиологии», в 1966 году «Введение в структурный анализ рассказов», в 1967 году «Система моды» и другое. Значительно изменилось понимание, что есть письмо. Оно стало «реле», не включающим, а отключающим литературу от истории и общества. Письмо стало средством, с помощью которого преодолевается естественный язык, «выпаривается» смысл слов и создаются «косвенный язык», вторичные значения, имманентные, эндогенные коннотации.

В 70-х годах XX века взгляды мыслителя вновь видоизменились. Письмо для Ролана Барта стало практической деятельностью, обозначаемой специальными терминами: «текстуальный анализ», «чтение-письмо», «письмо-текст». Автор различал просто текст и традиционное произведение. Произведение мыслитель относил к устаревшему, ньютоновскому понятию, а текст – к современному, эйнштейновскому. Первое являлось чем-то готовым и законченным и обычно представляло собой книгу, находящуюся в рамках литературы и культуры. Парадоксальный текст же нарушал все условности, выходил за пределы всех жанровых рамок и представлял собой структурирование, игру и труд. Подобные взгляды Ролан Барт отразил в таких трудах, как «S/Z» за 1970 год, опубликованная в этом же году «Империя знаков», вышедшее в 1973 году «Удовольствие от текста».

С 1977 года французский философ стал работать в Коллеж де Франс, руководя кафедрой литературной семиологии. Мыслитель своим творчеством продемонстрировал широкий круг своих интересов в философии и разброс тем. Но основной вектор все же можно выделить в работах Ролана Барта. Это методика и основные факторы обоснования знания.

Доминирование проблемы языка приводит к фактическому вытеснению проблемы сознания, когда оно, как основа, как неразложенный атом, является фундаментом для любого обоснования знания. Таким образом, вербальная деятельность предвосхищает любые когитальные или перцептуальные акты познания, а язык превращается в условие познания различных феноменов бытия, сознания и т.д.

Фундаментальную для структурализма тему обоснования знания французский философ разрабатывал на культурно-исторических материалах. Он их анализировал и пытался выявить закономерности и механизмы возникновения различных социальных структур, систем этикета, моды и т.д. Исследования с точки зрения языка позволили построить кардинально новые в то время модели, объясняющие и связывающие разрозненные культурные образования и социальные структуры.

Смерть Ролана Барта наступила в Париже 25 марта 1980 года в результате автокатастрофы.