Сон в истории

В истории Древнего Востока

Гигес, который был царем Лидии, видел сновидение с явившимся ему богом Ашшуром. От него царь получил повеление, чтобы он стал вассалом в Ассирии и стал просить у нее помощи от киммерийцев. Благодаря такому сну Лидия стала более крепким государством, когда киммерийцев вытеснили из Малой Азии в VII веке до нашей эры. Данный пример является почти самым ранним в небиблейской истории.

Египетскому фараону Тутмосу IV, который правил примерно в 1397-1388 годах до нашей эры, приснился сон, когда он был еще царевичем и заснул после охоты возле Великого Сфинкса. В этом сновидении он увидел бога Хоремахет-Хепри-Ра-Атума, которого изображает Великий Сфинкс. Бог повелел расчистить Великий Сфинкс от песков, которые в то время, принесенные ветром из пустыни, почти полностью его скрыли. За это в качестве награды бог пообещал Тутмосу, что он станет фараоном. После пробуждения Тутмос собрал рабочих и расчистил Великий Сфинкс. В дальнейшем он действительно стал фараоном, о чем засвидетельствовано на табличке, помещенной на плите рядом с передними лапами Сфинкса.

Царь Мидии Астиаг, правивший в VI веке до нашей эры, в своем сновидении увидел, как из чрева Манданы, его дочери, стала расти виноградная лоза. Рост был настолько бурным, что лоза разрослась по всей земле. Следующей ночью Астиагу приснился сон, будто Мандана испустила очень много мочи, которая затопила всю Азию вместе со столицей. Данные сны истолковали, будто грядет появление на свет великого человека в будущем. Это оказалось верным, потому что Мандана родила будущего Кира II Великого. Испугавшись за свою власть, царь отдал приказ убить младенца, но тот случайно выжил. Данная история стала известна благодаря пересказу Геродота, который повлиял и на другие легенды о сновидениях.

Древнеиндийская «Йогавасиштха» содержит легенду о царе Лаване. Как-то раз какой-то волшебник попросил у него аудиенции, что вызвало у правителя недоверие. Когда волшебник взглянул в глаза Лаваны, тот сразу оказался в незнакомом месте. Это был какой-то другой мир, в котором Лавана претерпел удивительные злоключения, опустился до низшей касты, стал скитаться с семьей и страдать от голода. Пытаясь спасти своих детей от голода, он принял решение умереть и утолить голод родных мясом своего тела. После того, как он уже собирался убить себя и даже наказал жене, чтобы она не забыла посолить мясо, Лавана очнулся в своем дворце. В этом драматическом сновидении прошло семьдесят лет мучений, а во дворце – всего две минуты.

В античной истории

Агариста увидела сон, что она родит льва. Через несколько дней ею был рожден Перикл.

У родителей Александра Македонского также есть интересные сновидения. Олимпиада накануне свадьбы увидела сон, в котором вокруг нее шумела грозная буря, а яркая молния ударила во чрево, из которого вырвался пожирающий огонь. Он распространился очень широко, а затем исчез.

Филипп II после свадьбы увидел сон, в котором он наложил на чрево Олимпиады печать с вырезанным на ней львом. Всеми предсказателями это было истолковано, что Филипп должен обратить внимание на охрану своих супружеских прав. Лишь Аристандр Телмесский заключил, что у Олимпиады беременность и в чреве растет сын, у которого будет отважный, львиный характер.

Талмуд описывает рассказ о сновидении Александра Македонского, которое повторялось перед важными битвами. В таких снах появлялся старец, который благословлял Александра на победу. Когда он пришел в Иерусалим, то встретившийся Шимон Праведный оказался тем старцем из сна.

Есть рассказ о сне Сократа, когда тот принимал Платона. Во сне на коленях Сократа фигурировал лебедь, не имеющий крылья, но затем крылья начали прорезываться, и лебедь взлетел ввысь с сильным криком, звук которого очаровал слух каждого. Этот сон истолковали, как предвестник будущей славы Платона.

Светоний рассказал о сне Цезаря. В том сне Цезарь изнасиловал свою мать, что привело его в смущение. Толкователи интерпретировали сюжет сновидения, как прогноз будущей власти над всем миром, потому что мать отражает землю – почитаемую родительницу всего живого. Данный сон в рамках толкования вполне сбылся.

Светоний повествует о сне Калигулы перед своей насильственной смертью, когда он предстает перед Юпитером, восседающем на своем небесном троне. И Юпитер внезапно пинает Калигулу правой ногой, сбрасывая назад на землю.

Императору Константину Великому перед битвой у Мильвийского моста в 312 году приснился сон, в котором в небе был виден крест и сияла надпись о предстоящей победе.

Тема этого сновидения подхвачена изобразительным искусством, так как победа в той битве является поворотным моментом в истории, приведшим к тому, что Константин принял христианство в качестве государственной религии.

Более поздние источники в лице Сократа Схоластика и Феофана Исповедника сообщают об истории видения матери Константина – святой Елены. В ее видении она получила повеление поехать в Иерусалим и открыть те божественные места, которые закрыли нечестивые. Считают, что она в своем видении увидела святую реликвию — Животворящий Крест, после чего в Иерусалиме она на раскопках его и обнаружила. Интересны пересечения сюжетов сновидений сына и матери.

Сон в средневековье

О снах Карла Великого

Карл Великий, правивший в VIII веке, однажды увидел сон, в котором он охотился и подверг свою жизнь опасности. В это время маленький мальчик без одежды спас его жизнь и в качестве награды попросил одежду. Один епископ посчитал, что маленьким мальчиком является Кирик – святой мученик, которого убили в младенчестве. По словам епископа, такой сон Карла Великого отражал необходимость проведения ремонтных работ на крыше собора, который посвятили святому мученику.

Император в одном сне увидел Млечный путь, простиравшийся до святого моста через Испанию и Францию. В этом сновидении Бог призвал Карла Великого к расчистке «звездной» дороги от мавров. После этого сна император с войсками перешел Пиренеи и освободил Ла-Риоху, Наварру, Галисию, Леон и Кастилию.

Карл Великий является литературным персонажем в «Песни о Роланде», где также ему снятся сны во время кульминационных моментов сюжета, призывающие отправляться в поход.

О снах христианских святых      

В истории средневековья и житийной литературе насчитывается огромное количество упоминаний о снах святых, в которых чаще всего спящие сталкиваются с божественными явлениями Иисуса Христа и других персонажей, которые понятным образом к чему-то призывают.

Сны Блаженного Иеронима

Иероним Стридонский в 370 году путешествовал, и в это время ему приснился сон, в котором он подвергся порке за излишнюю увлеченность языческой (античной) литературой.

В сюжете сновидения Иероним внезапно почувствовал, что его охватил дух и поставил пред Судьей, который задал вопрос, кто он, Иероним. Последний ответил, что христианин, а Судья уличил его во лжи и назвал последователем Цицерона. Иеронима Стридонского подвергли порке, во время которой его мучил огонь совести. Во сне он поклялся, что если будет когда-нибудь читать мирские книги, то это будет означать, что он отказался от Бога. Впоследствии Иероним, действительно, в течение пятнадцати лет не читал классиков, а книги Божьи читал с особым рвением.

Сны Блаженного Августина

Аврелий Августин, живший в 354-430-х годах, придавал большое значение сновидениям в его жизни. Его мать Моника увидела сон, в котором юноша уверял ее, что ее больной сын в скором времени поправится и выздоровеет и физически, и духовно. В то время ее сын-язычник тяжел болел.

В 386 году случилось обращение Августина, когда прошло 9 лет после сна матери. Тогда в миланском саду Августин спросил Бога, сколько еще ждать ему его обращения и когда Господь перестанет гневаться на него. После чего Августин заснул под смоковницей в саду. Будто во сне он услышал неизвестный детский голос, который призвал его взять и читать. Августин взял в руки Евангелие, открыл его и попал на страницу, где апостол Павел обращается к Римлянам и призывает не увлекаться пирами, пьянством, распутством, ссорами и завистью, а призывает обратиться к Господу Иисусу Христу и не превращать удовлетворение плоти в похоть.

Сны Франциска Ассизского

Франциск Ассизский, живший в XIII веке, основал влиятельный орден францисканцев.

Когда Франциск был еще юным, ему приснился сон о дворце. Этот дворец был огромным и пышным, и было в нем много оружия, которое украшали знаки креста Христова. Франциск спросил во сне, что это за дворец и откуда он. Он услышал ответ, что этот дворец в будущем будет его и его воинства.

Папе римскому Иннокентию III приснился сон после того, как бродячие францисканцы явились в Рим и стали просить официальный статус, на что понтифик ответил отказом. Во сне папа увидел разрушение Латеранской базилики, когда подламывались колонны и осыпались своды.

И тут папа видит появившегося бедного брата из Ассизи, который начинает расти до больших размеров и после этого начинает подставлять свою спину разрушающемуся зданию. Волшебным образом стены начинают восстанавливаться, а к храму возвращается устойчивость.

Папа римский подумал, что Бог воспользовался человеком для восстановления Церкви, которую разрушают еретики и христиане с дурным поведением. После такого толкования францисканский орден был утвержден.

После смерти Франциска папа Григорий IX пребывал в сомнениях, действительно ли тот имеет стигматы. Но одной ночью Григорию приснился сон, в котором он увидел святого Франциска. Суровый святой упрекал папу за сомнения. Франциск поднял руку справа, и Григорий увидел рану в подреберной области. Святой повелел собрать кровь из раны в чашу, которая затем переполнилась этой кровью. После такого сна Григорий окончательно уверовал в стигматы и ревностно стал относиться к любым сомнениям по поводу этих чудесных знаков со стороны других, наказывая их. Впоследствии Франциска канонизировали, а его стигматизацию сделали догматом.

Эти события изображены в ассизской церкви на фресках Джотто.

Сны Святого Доминика

Матерью Доминика была Хуана де Аза, и ей приснился сон, в котором у нее родился черно-белый пес с торчащим в пасти горящим факелом. Доминик в будущем основал орден доминиканцев, которые в своих одеяниях имели черно-белые цвета и которые внесли большую лепту в формирование инквизиции. Изображение пса с факелом стало атрибутом в портретах Святого Доминика.

Сны Николя Фламеля

Знаменитый алхимик Фламель, когда был молодым, увидел сон, в котором явившийся ангел с книгой в медной обложке сказал, что в один прекрасный момент Фламель начнет понимать эту книгу и увидит то, что не видят другие. Позднее Фламелем был написан труд «Толкование иероглифических знаков», в котором рассказывается про историю со сновидением, ангелом и книгой. Спустя много лет Фламель получил в руки книгу из видения, и эта книга открыла ему много нового. Сновидение Фламеля сыграло большую роль в его карьере в качестве адепта.

В мезоамериканской истории

Инкскому императору с именем Уиракуча Инка приснился бог Виракоча, который является создателем всего живого и божественного, а также единственным бородатым богом из местного пантеона. Бог предупредил императора, что придут белокожие люди с изрыгающими огонь палками. Этот сон послужил причиной преклонения и удивления инками перед Франсиско Писарро в 1531 году, из-за чего упростилась конкиста.

В истории России

Иоакимовская летопись содержит сведения, что перед смертью Гостомысл рассказал о своем удивительном сне. Ему приснилось, что из чрева его дочери Умилы чудесным образом стало расти огромное дерево. Эта легенда связывает ту версию происхождения Рюрика – основоположника русской монархии, по которой он является сыном Умилы. История сна Гостомысла схожа со сном деда Кира Великого и, возможно, имеет в своей основе мотивы текста Геродота.

Ломоносов во сне увидел, как погиб его отец, когда он находился на острове в Белом море. Такая гибель произошла в реальности, что делает подобную историю классическим случаем телепатии.

В истории Японии

Когда императора Годайго свергнули с трона, ему приснился сон, который подсказал, что для восстановления на троне нужно призвать на помощь Кусуноки Масасигэ.

В сновидении император увидел большое дерево с вечнозеленой и густой листвой, ветви которого больше всего были направлены в сторону юга. Под деревом он увидел Трех Великих Министров и всех других высших чиновников, которые сидели по своему рангу. Главное место было обращено на юг и сильно возвышалось из-за множества специально подложенных циновок, но это место пустовало. Неожиданно император увидел двоих детей, у которых волосы были расчесаны и разобраны на пробор. Они преклонили колени перед Годайго, стали плакать и умолять сесть на трон, обращенный к югу. Затем дети поднялись в воздух и пропали. Проснувшийся император стал размышлять над своим сновидением и понял, что если расположить иероглиф «дерево» рядом с иероглифом «юг», то получится «камфарное дерево» или «кусуноки». Император решил, что его сновидение является знаком бодхисаттв Никко и Гакко о скором обретении власти над данной землей и управлением этим народом. Утром император спросил у монаха Дзёдзюбо из храма Касаги про воина Кусуноки, если он существует. Найдя его, император сумел вернуть себе трон.

В истории США

У Авраама Линкольна, шестнадцатого президента США, есть запись в личном дневнике, рассказывающая о вещем сновидении, которое увидел президент за 10 дней до своей гибели, что случилось 14 апреля 1865 года во время спектакля «Мой американский кузен» в театре Форда.

Во сне Линкольну послышались голоса и чей-то плач. Он спустился в зал Белого дома и обнаружил большое количество людей, которые стояли возле одного места в помещении. Подойдя ближе, президент обнаружил, что люди стоят возле гроба, который был накрыт американским флагом. На вопрос, кто умер, он получил ответ, что убили президента.  Наутро насчет своего сна Линкольн поделился с женой, но никаких комментариев не последовало.

Сны в религии

Ветхий завет

В Ветхом завете Эрлих насчитывает около 35 снов, Мартина Дюлей насчитала их больше – 45, а Ле Гофф уверен, что сны упоминаются в 43 случаях.

Авраам

Авраам, когда заключал союз с Богом, крепко заснул, и в этих грезах Бог рассказал о судьбе будущих потомков.

Про лестницу Иакова

В Книге Бытия есть сюжет, как Иакову в Вефиле во время сна приснилась лестница, которая соединяла землю и небо, и по этой лестнице вверх и вниз ходили Ангелы Божьи. В этом сне Иакову Бог пообещал беречь его потомство и подарить ему землю.

Это обещание делает данное сновидение важным для еврейского народа. По этой теме создано много произведений в рамках живописи. Данная тема также подробно освещена в апокрифе «Лестница Иакова».

В дальнейшем Книга Бытия описывает реальное событие, которое произошло в местечке Пенуэл. Рассказывается, как Иаков остался в одиночестве, как он с кем-то боролся до рассвета и как в результате борьбы он повредил сухожилие, после чего стал называться Израилем.

Об Иосифе

Иосиф является сыном Иакова, и все это относится к XVI  веку до нашей эры. С Иосифом связано много свидетельств о сновидениях, и в этих свидетельствах он не только спящий, но и способный толкователь. В Книге Бытия описывается несколько снов Иосифа. В одном сне, про который он рассказал своим братьям, он вместе с ними вяжет снопы в поле, и в это время один сноп Иосифа встал прямо, а остальные снопы встали вокруг этого снопа и сделали поклон. В другом сне Иосиф увидел, как солнце с луной и одиннадцатью звездами поклонились ему.

В тексте не дается расшифровки этих снов, которые понимаются Иосифом и его братьями сразу без объяснений. В этих снах отражается будущее, когда Иосифу будет поклоняться его семья. В реальности это осуществилось, когда он достиг положения египетского чиновника.

С именем Иосифа связаны сны его сокамерников. Ими были начальник фараонских виночерпиев и начальник пекарей. Виночерпию приснился сон, в котором фигурирует виноградная лоза из трех ветвей с вырастающими и созревающими ягодами. Виночерпий выжимает сок в чашу фараона, после чего преподносит ее правителю. Иосиф истолковал эти грезы в качестве предвестника возвращения виночерпия на прежнее место через три дня. Пекарю приснился сон, в котором у него на голове находятся три корзины, наполненные хлебом. Затем прилетевшие птицы начинают клевать хлеб. По толкованию Иосифа, через три дня пекарю снимут голову, а тело вздернут на дереве, и это тело начнут клевать птицы.

Кроме этого, известно о снах фараона, которые толковал Иосиф, для чего его специально вывели из тюрьмы, а затем дали ему в руки управление государством.

В одном сне фараона из реки вышли семь тощих коров, которые направились к толстым коровам и съели их. В другом сне фараона семь тучных колосьев были съедены семью тощими колосьями. Иосиф истолковал оба сна одинаково: надвигаются семь лет урожая, после чего ожидаются семь голодных лет.

О пророке Иезекииле

В Библии фигурирует наиболее известное пророческое видение, как Иезекиилю привиделись «Божественная колесница» и божественные крылатые существа. В этом видении имеются клубящийся огонь и великое облако с сиянием вокруг огня. И в середине этих элементов видны четыре подобия животных, которые напоминали людей: у каждого животного было четыре лица и четыре крыла. Ноги животных были прямыми, а их ступни напоминали ступни тельца, но при этом сверкающие, подобно блестящей меди. Под крыльями находились человеческие руки. С правой стороны лица этих существ напоминали лицо человека и лицо льва одновременно, а с левой стороны – лицо тельца и орла одновременно. Сверху казалось, что лица и крылья разделены, но в области двух крыл они соприкасались, а другие два крыла покрывали тело. Между животными блуждал огонь, от которого исходили молнии и сияние, напоминающие сияние радуги в облаках во время дождливой погоды.

Известно еще одно видение Иезекииля, в котором фигурирует долина, наполненная сухими костями. Эта долина символизирует возрождение евреев, состояние которых в ту пору было очень тяжелое. В этом видении Бог показывает эту долину Иезекиилю, который видит, как долго в ней лежат кости и как долго солнце воздействует на них, что от костей отстала плоть. Бог спрашивает Иезекииля, будут ли оживать эти кости. А Иезекииль отвечает, что это знает Бог. После этого Богом велено произнести пророчество, в котором сухие кости услышат слово Божье, наполнятся духом и оживут. После произнесения этого пророчества кости пришли в движение, стали сами собираться в скелеты, которые стали обрастать плотью, но тела так и оставались безжизненными. Тогда Бог призвал дух от четырех ветров, чтобы он пришел и дохнул на лежащие тела. После этого все тела ожили, зашевелились и встали прямо, а Бог обратился к Иезекиилю и сообщил ему, что ожившие кости олицетворяют весь израильский дом, что вот они иссохли, погубив надежду и оторвав народ от корня, но Бог открывает гробы, выводит народ из гробов, вкладывает свой дух, оживляет и вводит его в израильскую землю.

О пророке Данииле

Даниил, живший в VI веке до нашей эры, является потомком знатного рода иудеев. В 607 году до нашей эры его, когда он был в возрасте подростка, вместе с его соплеменниками взяли в плен вавилоняне, когда Навуходоносор завевал Иерусалим. В Вавилоне Даниилу дали халдейское образование и назначили служить при дворе. В Библии рассказывается, что Даниил имел дар к пониманию и толкованию снов, за что получил уважение и почет во время службы при Навуходоносоре. Его дар был достойно оценен и после завоевания Вавилона во время правления Дария и Кира.

В одном сне Навуходоносора имеется колосс на глиняных ногах. Правитель приказал мудрецам истолковать это сновидение, не рассказав им содержания сна. Царь заявил, что мудрецы сами должны знать содержание и правильно его истолковать, иначе, мудрецы будут казнены. Даниил узнал от Бога содержание сна и растолковал его правителю. После этого царь назначил Даниила самым главным над всеми мудрецами Вавилона и области. Кроме этого, трем отрокам – Ананию, Азарию и Мисаилу – дали в руки управление всеми делами вавилонской страны.

В другом сне Навуходносор увидел большое и крепкое дерево, которое тянулось к небу и которое распространялось до всех краев земли. На дереве были сочные листья и много плодов, которых хватало на всех. Большой тени было достаточно, чтобы в ней отдыхали полевые звери. Ветви были удобны для гнездования птиц, это дерево питало любую плоть. В этом сновидении голос с неба приказывает срубить дерево, обрубить все его ветви, стрясти все листья и разбросать все его плоды, чтобы удалились звери и улетели птицы, но чтобы при этом остался главный корень, который был бы огорожен железными и медными узами и при этом орошался небесной влагой.

Даниил истолковал этот сон, сравнив дерево с самим Навуходносором и его царством, которое истребят и разрушат, но оставят царство, если царь признает власть небесную.

Прочее в Ветхом Завете

Герарский царь Авимелех взял женщину Сару себе в жены, хотя она являлась женой Авраама, который испугался и назвал ее своей сестрой. Авимелеху приснился сон, в котором Бог обратился к нему и сказал, что царь умрет из-за женщины, которую он присвоил, потому что у нее есть муж.

Соломону во сне явился Бог и предложил какой-либо дар. Соломон попросил особый разум, чтобы справедливо судить людей и правильно различать, что есть добро, а что есть зло. В итоге, Соломон стал мудрейшим из людей.

Гедеон имел во сне сюжет, в котором в стане мадьянитян катится ячменный хлеб круглой формы и врезается в шатер, опрокидывая и разрушая его. Это сновидение Гедеон истолковал, будто Бог отдает ему в руки мадьянитян, и начал битву.

Септуагинт, первая глава книги Эсфири, содержит описание сна Мордехая, в котором фигурируют землетрясение, шум, гром и хаос на земле. В сюжете выходят два змея, которые собираются начать битву друг с другом, что приводит в смущение всех праведных, которые опасаются несчастий и гибели. Тогда праведные начинают столь сильно взывать к Богу, что от их воплей рождается большая река. После этого начинают сиять солнце и свет, возносятся смиренные и истребляют тщеславных. Последняя глава той книги содержит объяснение, в котором утверждается, что все сбылось: возникла большая река с множеством воды, было много света и солнца. Эту реку называют Есфирь, которая была взята в жены царем и сделана царицею. Собравшиеся народы собирались истребить иудеев, но израильтяне воззвали к Богу и были спасены.

Сон в Новом Завете и христианских преданиях

В Новом Завете описывается лишь девять сновидений или видений. Евангелие от Матфея содержит пять описаний: четыре из них про рождение Иисуса, а одно описание – о сне жены Пилата. О других четырех сновидениях рассказывают Деяния Апостолов, и относятся эти грезы к святому Павлу. В большинстве грез апостола Павла он получает чудесные вести, которые передает ангел, поэтому они больше трактуются в качестве явлений, а не снов.

Иоакиму приснился сон, что его жена Анна нежданно зачала ребенка – деву Марию.

В сновидении волхвов является ангел и советует не возвращаться к Ироду из Вифлиема.

Иосифу Обручнику приснились три сна, в которых является ангел. В одном сновидении ангел рассказывает о Благовещении, когда Иосиф убеждается, что его Мария, невеста, понесла плод. В другом сне ангел предупреждает, что грядет избиение младенцев, что позволило Иосифу заблаговременно сбежать в Египет. В третьем сновидении ангел сообщает, что можно возвращаться из Египта назад.

Клавдия Прокула, жена Пилата, увидела сон, о чем рассказал Матфей. По его словам, когда судили Иисуса, жена Пилата направила к нему слугу, чтобы Иисуса оставили в покое, так как она во сне сильно за него страдала.

Апостол Петр увидел сон про сосуд, который спускался с неба. В этом сосуде находились различные четвероногие животные, пресмыкающиеся и птицы. Голос с неба повелел Петру убить и съесть этих животных. Но Петр стал сомневаться, указав, что эти животные нечистые. Бог сказал, что чисто все то, что он очистил. Богословами этот сон трактуется как важность проповедей среди всех людей, независимо от национальных и религиозных традиций. Такой сон приснился апостолу Петру перед обрядом крещения Корнилия, который является римлянином.

В VI веке до нашей эры царица Майя, будущая матерь Будды, видит во сне белого слона, который заявляет о его миссии настроить все существа на любовь и дружеские отношения. В данный момент осуществляется зачатие.

В даосизме      

Чжуан-цзы видит сон, в котором он в виде бабочки, которая тоже видит сон, что она в виде Чжуан-Цзы. После пробуждения философ долгое время находился в непонимании, кто он: бабочка или Чжуан-цзы. Этот сон стал важным толчковым событием для создания знаменитой концепции.

В исламе

Мухаммед получил свое первое откровение в сновидении, когда ему явился ангел Джабраил, в руке которого был сияющий свиток. Ангел приказал этот свиток прочесть.

Некоторые исламские теологи трактуют в качестве сна Мирадж – вознесение на небеса, что случилось, когда Мухаммед находился в состоянии между бодрствованием и сном.

Отец Мухаммеда Абдулла увидел во сне рост дерева прямо на глазах, которое, достигнув в высоту больших размеров, стало испускать свет. Это сновидение отражает грядущее появление человека – Мухаммеда, который будет это воплощать.

Сподвижник Мухаммеда Абдулла Бен Зайяда заснул во время молитвы, и ему явился человек в зеленой одежде, который изрек, что нет на свете другого Бога, кроме Аллаха, что Мухаммед является пророком Аллаха.

Сон в античной мифологии

Античная мифология содержит множество упоминаний о том, как различные боги появляются во сне. Но данные события рассматриваются больше в качестве чудесных явлений, а не снов.

О сне Гекубы

Царице Трои Гекубе, которая забеременела Парисом, приснился сон, в котором у нее рождается факел, угрожающий сжечь весь город. Прорицательница Герофила истолковала сновидение, и младенец был брошен в горах. Но Парис выжил, подрос и вернулся в Трою, в которой его хорошо приняли, забыв о сне. В дальнейшем из-за похищения Парисом Елены Трою действительно сожгли.

Та же история связана с падуанским тираном, о котором упоминает «Божественная комедия» Эдзелино IV да Романо. В том сновидении матери тирана снится, будто она рожает факел, который сжигает Тревизанскую марку.

Знаменитые сновидения в истории человечества (Содержание)

Существует множество известных сновидений, которые описаны классической литературой, мифологией и историей. Все они делятся на три большие группы:

  1. Появление во снах или видениях сверхъестественных персонажей, к которым относятся различные божества, божественные вестники и призраки умерших людей. Обычно в таких грезах до спящего доносится какая-либо информация, выраженная понятным языком и конкретными фразами. Эти сны представляют собой побудительные мотивы, образующие сюжет. Они весьма однообразны, из-за чего не представляют большой ценности для анализа, кроме тех снов, решения из которых изменяли историю.
  2. В этих сновидениях присутствует большое количество трудных для понимания символов, которые возникают в подсознании и требуют различных расшифровок и толкований. Обычно такие сны называются пророческими или вещими и делятся на три группы:

1)      сон матери о будущем появлении ребенка, который может присниться в качестве какого-то предмета или в рамках особого зачатия

2)      сон о предстоящей смерти

3)      сон, в котором спящий видит себя в виде дерева

  1. Отдельную группу представляют сновидения, в которых совершаются научные открытия или придумываются творческие произведения.

Содержание

Сны в религии
Сон в истории
Про сны, в которых были совершены открытия
Сон в литературе
Картины про сон