Вуди Аллен является американским режиссером, актером-комиком, продюсером, неоднократным обладателем премии «Оскар». Кроме этого, его знают как писателя, автора рассказов и пьес, интеллектуала, джазового кларнетиста, знатока литературы и кинематографа.
Аллен родился 1 декабря в 1935 году в Нью-Йорке. При рождении имел имя Аллен Стюарт Кёнигсберг. Хейвуд Аллен – это официальное имя. В дальнейшем он взял себе творческий псевдоним Вуди Аллен.
Родителями будущего оскароносца были евреи. Бабушка с дедушкой были иммигрантами, из языков знающими только идиш и немецкий. Мать Аллена звали Нети, и она трудилась бухгалтером в кондитерском магазине. Отец, Мартин Кёнигсберг, был официантом и гравером-ювелиром. Они родили двоих детей. Младшая сестра Аллена родилась в 1943 году и получила имя Летти.
Родным языком будущего режиссера, которым он пользовался с детства, был идиш, и первые восемь лет он учился в еврейской школе. Затем он начал учиться в старшей школе в Мидвуде, где его прозвали «Рыжий» из-за соответствующего цвета волос.
В жизни Аллен был вполне физически развитым, умел играть в баскетбол и бейсбол, имел товарищей, которым часто демонстрировал какие-нибудь фокусы. Для заработка он стал сочинять шутки, которые затем публиковал в газетах. В этот период он и взял свой творческий псевдоним. Как утверждает сам Аллен, первую шутку опубликовали в разделе, посвященном сплетням. В 16-летнем возрасте он сумел показать себя комику Милту Кэмену, который помог устроиться к Сиду Сизару, ведущему популярное шоу.
В 17-летнем возрасте Аллен решил поменять официальное имя на Хейвуд Аллен. После школы он начал учиться в Нью-Йоркском университете, где изучал кинематографию и основы коммуникации. Особого усердия в учебе он не проявлял, провалил экзамены по кинематографии и впоследствии был отчислен. Позднее некоторое время он учился в Городском колледже Нью-Йорка. В этот период у него начинается активная деятельность на сцене, в кино и в литературе.
Сначала будущий оскароносец работал у юмориста Герберта Шрайнера и сочинял ему сценарии. С 1954 года он начал писать сценарии уже для таких популярных шоу-программ, как «Час Сизара», «Вечернее шоу», «Шоу Эдда Салливана». В этот период его заработок увеличился до 1500 долларов в неделю, когда у Шрайнера он получал всего 75 долларов. Вуди Аллену пришлось много поработать с Дэнни Саймоном, который был опытным сценаристом ТВ-передач. Эта совместная работа сыграла важную роль в становлении будущего кинорежиссера и помогла ему выработать собственный литературный стиль.
Свою первую жену Аллен встретил, когда участвовал в любительском джазовом концерте в качестве саксофониста. Ее звали Харлин Розен, и она играла на фортепиано. 15 марта 1956 года в Голливуде они заключили брак, после чего стали жить в Нью-Йорке. Родители Аллена не помогали сыну, так как считали, что приличный мальчик-еврей должен сначала получить хорошее образование, встать на ноги и только потом думать о женитьбе. Будущий кинорежиссер вынужден был зарабатывать на жизнь, сочиняя шутки для различных шоу. В это время Харлин Розен занималась философией. Этот брак длился всего пять лет, после чего они развелись.
В этот период будущий оскароносец одновременно ведет работы в разных направлениях: пишет пьесы для Бродвея, сценарии для юмористических программ, пробует себя в литературе и киноискусстве, занимается музыкой.
По мнению критиков, работа Аллена в кино находится в рамках «авторского кино», так как он сам пишет сценарии, сам выступает в качестве режиссера и в качестве главного героя. Будущий оскароносец зарекомендовывает себя гениальным создателем интеллектуальных комедий и психологических драм.
В 1966 году вышла поставленная Алленом пьеса «Не пейте эту воду». Она принесла автору сокрушительный успех и сделала его самым удачливым драматургом на Бродвее. Впоследствии эта пьеса выдержала 598 представлений.
Второй брак Вуди Аллен заключил в 1966 году с Луизой Лассер, с которой прожил до 1969 года. Его жена была киноактрисой и сыграла в его нескольких фильмах.
В 1969 году он создал свой первый фильм «Хватай деньги и беги», который оказался удачной пародией на фильмы про грабителей банков. После развода с Луизой Лассер Вуди сошелся с Дайаной Китон, которая сразу стала играть роль его музы, актрисы и возлюбленной. С ней он смог создать самые лучшие свои киношедевры в жизни: «Манхэттен», «Интерьеры», «Энни Холл».
В последнем фильме, который вышел в 1977 году, он сумел соединить поэтизацию Нью-Йорка и иронические представления о жизни, любви, славе. Эта работа покорила киноакадемию с первой попытки и дала режиссеру сразу три «Оскара». Четвертый «Оскар» присудили Китон за лучшую женскую роль. При этом на церемонии вручения «Оскаров» режиссер не присутствовал, так как в это время играл на кларнете в нью-йоркском ночном клубе.
В 1979 году Дайана Китон ушла к Уоррену Битти, что режиссер воспринял вполне достойно. В 1980 году он начал встречаться с новой возлюбленной – Мией Фэрроу, которая снялась в тринадцати фильмах Вуди, исполняя главные роли. Они не регистрировали свои отношения официально, но у них родился сын Ронан Шимус Фэрроу. Кроме этого, они имели двоих приемных детей.
В 1992 году их отношения прервались громким скандалом, когда Мия Фэрроу уличила своего возлюбленного в романе со своей приемной дочерью – 22-летней Сун-и Превен. В итоге, в 1997 году Сун-и Превен и Аллен официально зарегистрировали свои отношения, что стало третьим браком для режиссера.
В 2000-х годах наиболее успешным фильмом режиссера считается «Матч-пойнт», снятый в Лондоне и вышедший в прокат в 2005 году. В 2011 году вышел его фильм «Полночь в Париже», который выиграл четыре номинации премии «Оскар». Самого Вуди киноакадемия отметила в качестве лучшего сценариста. Как обычно, Вуди Ален на церемонии вручения «Оскаров» не присутствовал.