Биография Анаксагора

Анаксагор из КлазоменАнаксагор является выдающимся ионийским и древнегреческим философом, математиком, основателем афинской школы философии.

Рождение Анаксагора произошло в небольшом приморском городке Клазоменах, относящемся в то время к малоазийской Ионии, примерно в пятисотом году до н.э. эры. Отцом был Гегесибул – зажиточный человек, который оставил после своей смерти хорошее состояние.

Еще с раннего возраста у Анаксагора проявились страсть к наукам и равнодушное отношение к каким-либо практическим занятиям. Рядом с его родным городом располагался Милет, поэтому мальчику было легко найти труды известных милетцев – Анаксимена и Анаксимандра, которые, скорее всего, оказали очень большое влияние на формирование мировоззренческих представлений будущего мыслителя. Некоторые эксперты считают, что ионийский философ был учеником Анаксимена, хотя последний умер, скорее всего, еще до того, как родился Анаксагор. Но идеи великого представителя милетской школы оказали громадное влияние на будущего философа. Речь идет, прежде всего, об учении, рассматривающем космос и его происхождение в качестве нечто целого.

Есть сведения, что любимым занятием будущего философа было смотреть в небо на вершине мыса Миманта, что находится рядом с Клазоменами. Скорее всего, это нельзя назвать точными астрономическим наблюдениями, фиксирующими восход и заход светил, движения планет и т.д. Великий философ вряд ли был астрономом, и его познания в астрономии даже в возрасте оставались довольно примитивными. Возможно, философ просто любовался ночным небосводом, который производил впечатление своим устройством, которое, как он думал, не могло быть случайным стечением обстоятельств. Известно то, что мыслитель впервые выдвинул предположение, что солнце является шаром.

После смерти отца Анаксагор передал все его наследство вместе с хорошей земельной недвижимостью своим родственникам, а сам покинул город и начал странствовать. Молодость будущего философа пришлась на эпоху греко-персидских войн, поэтому путешествие на Ближний Восток, которое сумел осуществить Демокрит, вряд ли состоялось. В итоге странствий, Анаксагор решил начать жить в Афинах. Этот шаг имел глубокие историко-культурные последствия и символизировал укоренение ионийской учености на аттической почве. До этого Афины давали крупных полководцев, государственных деятелей, законодателей. И вот Анаксагор стал первым крупным философом, основавшим афинскую философскую школу, которая дала миру много гениальных мыслителей, например, Аристотеля и Платона. Ученика Анаксагора звали Архелай, и он в Афинах считался коренным горожанином. Кроме этого, в числе учеников ионийского философа стояли Фукидид и Еврипид.

Где-то в 467-466 годах до нашей эры возле реки Эгоспотама на севере побережья Эгейского моря упал большой метеорит. По данным древних авторов, Анаксагор предсказал это падение, что указывало современникам на величайшую мудрость философа и мыслителя. Но если подойти к этому вопросу строго, само собой, прямого предсказания не было. По словам Плутарха, ионийский философ имел в виду, что при сотрясении или каком-либо внешнем воздействии на небесные тела какое-нибудь из них может не удержаться там и упасть на землю. Таким образом, Анаксагор предсказывал лишь возможность падений небесных тел. Возможно, он совершил своеобразную научную экспедицию к месту падения метеорита. При этом, по свидетельствам современников того времени, философ прожил в Афинах около тридцати лет, что указывает на то, что к месту падения метеорита поездка была совершена еще до того, как Анаксагор обосновался в Афинах. Таким образом, в Афины он приехал уже прославившимся своей мудростью человеком.

Изначально Анаксагор не имел прав граждан Афин и не участвовал в общественной и политической деятельности, так как являлся иноземцем. Но позднее он стал занимать видное положение в духовной элите Афин. Этому могли поспособствовать дружеские отношения с Периклом, который стоял во главе демократической партии, а затем встал во главе и всей афинской республики.

По некоторым позднейшим источникам, Перикл являлся учеником Анаксагора, что, в прямом смысле, вряд ли могло быть. Бесспорно то, что философ пользовался уважением Перикла, который серьезно воспринимал его мнение и всегда прислушивался к мыслителю. У Перикла была вторая жена Аспасия, образованная и умная, которая создала кружок афинской интеллигентской элиты. В него входили не только сам Анаксагор, но и известный трагик Еврипид, скульптор Фидий и многие другие. Творчество Еврипида почерпнуло очень много от Анаксагора, о чем говорят фрагменты произведений трагика, указывающие на бесспорные отзвуки представлений ионийского философа.

В конце 30-х годов в V веке до нашей эры Перикл потерял часть своего влияния в государстве, чем воспользовались его оппоненты. Они в судебном порядке стали преследовать всех близких людей Перикла, в том числе и Анаксагора. Во всех случаях обвинений для разных людей находились разные причины, но все это объединялось общей политической подоплекой, направленной на дискредитацию влияния Перикла.

Анаксагора обвинили в безбожии и в пропаганде идей о небесных телах, что шло вразрез с традиционными религиозными представлениями. Философу стала грозить смертная казнь, и Перикл помог ему бежать из Афин. Последнее время своей жизни Анаксагор провел в Лампсаке, который являлся тогда богатым торговым городом на берегу Геллеспонта. В 428 году до нашей эры наступила смерть Анаксагора, которого при жизни окружили заботой и уважением ламсакские граждане. Долгое время они ежегодно организовывали детские праздники в честь философа, чтобы почтить его память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top