Биография Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон - цитатыФрэнсис Бэкон является английским философом, историком, политическим деятелем, основоположником эмпиризма, создателем двухбуквенного шифра, названного шифром Бэкона.

Родился будущий философ в Лондоне 22 января в 1561 году. Отец, лорд Николас Бэкон, был хранителем королевской печати, виконтом, известнейшим юристом своего времени. Фрэнсис с детства был физически слабым и болезненным мальчиком, что не мешало ему проявить любознательность и выдающиеся способности. В двенадцатилетнем возрасте он стал учащимся в Тринити-колледже Кембриджа. Столкнувшись в своем обучении с традиционной схоластической системой, Фрэнсис Бэкон уже в то время пришел к мысли, что науки нуждаются в реформировании.

После окончания колледжа он приступил к работе дипломатом в разных странах Европы. В 1579 году умер его отец, и Фрэнсис вернулся в Англию. Отец не оставил большого наследства, и будущий философ стал работать в юридической корпорации «Грейс-Инн», одновременно уделяя время и философии. В 1586 году он возглавил корпорацию, но честолюбие Бэкона не было удовлетворено даже должностью королевского адвоката.

В 23 года его избрали в парламент, в палату общин, где он прославился благодаря своему ораторскому мастерству. Некоторое время он возглавлял оппозиционные силы, за что ему пришлось оправдываться перед властью. В 1598 году вышел в свет его труд «Опыты и наставления, нравственные и политические», в котором он поделился с читателем своими мыслями о счастье, смерти, суевериях и т.д. Эта книга сделала имя автора известным.

С 1603 года, когда у власти встал король Яков I, Фрэнсис Бэкон стал демонстрировать успехи в своей политической карьере. С должности штатного адвоката в 1600 году он дослужился до должности генерального прокурора в 1612 году. А в 1618 году он занял пост лорд-канцлера. В этот период английский философ и политик поднимался вверх не только по карьерной лестнице в политике, но и в сфере литературного творчества.

В 1605 году опубликовали трактат о важности и значении знаний, вошедший в дальнейшем составной частью в масштабный многоэтапный замысел, названный «Великим Восстановлением наук». В 1612 году автор подготовил второе издание «Опытов и наставлений», которое существенно дополнил и переработал. Опубликованный в 1620 году трактат по философии «Новый органон» эксперты сочли одним из лучших во всем творческом наследии Бэкона. Он развивал главную мысль о безграничности человеческого развития и важности человека, выступающего в качестве главной движущей силы в этом прогрессе.

В этом философском трактате автор затронул тему плачевного состояния науки, не имеющей метода, из-за чего все открытия совершались случайным образом. Метод, по автору, должен стать главным средством исследования, ведь хромой на ровной дороге может обогнать здорового на бездорожье. Философ разработал метод исследований, который оказался ранним предшественником научного метода. Предлагалось заменить этим методом те методы, которые ввел еще Аристотель две тысячи лет назад.

В 1621 году Фрэнсиса Бэкона обвинили в злоупотреблениях и получении взяток. В конце концов, его оправдали, хотя ему и пришлось провести некоторое время в тюрьме. Но данный скандал поставил крест на его политической карьере.

С этого момента английский философ стал все свое время уделять творческой работе. Он составил свод законов Англии, заинтересовался историей государства во время династии Тюдоров, подготовил третье издание «Опытов и наставлений». В 1623-1624 годы Бэкон работал над утопическим романом «Новая Атлантида», который так и не окончил, но который все же потом опубликовали после смерти автора. В этом произведении он предвосхитил многие достижения науки, например, подводные лодки, улучшенные породы животных, передачу звуковых и световых волн на расстояние.

Фрэнсиса Бэкона назвали первым из мыслителей, кто положил в основу философии опыт и знания. Именно от него пошла известная фраза о том, что знание – это сила. При этом в то время наука не была так популярна, как в современное время, и она подвергалась многочисленным нападкам. Английский философ изучил все претензии к науке и сделал вывод, что Богом не запрещено познавать природу.

Наоборот, по мнению Бэкона, Богом для того и дан ум человеку, чтобы он познавал Вселенную. Философ разделил познание на два вида: познание сотворенного Богом и познание добра и зла. Последнее познание, считает Бэкон, запрещено для человека, и Бог дал людям для этого Библию, с помощью которой человек может избежать зла и познать добро. А для познания сотворенных вещей и предназначен человеческий ум, вооруженный наукой, умножающей силу и могущество человечества.

В своей концепции Фрэнсис Бэкон различил четыре вида преград на пути познания: призраки театра, призраки площади, призраки пещеры и призраки рода. Призраки рода автор связал с человеческой природой, призраки пещеры – с индивидуальными ошибками восприятия. Призраки площади были связаны с общественной природой человека, призраки театра – с теми ошибочными представлениями, которые усваивал человек от других людей.

Английский философ и политик скончался из-за простуды в 1626 году 9 апреля.

Наиболее значительными последователями эмпиризма в философии исследователи назвали Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Этьена Кондильяка, Клода Гельвеция, Поля Гольбаха, Денни Дидро, Яна Байера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top