Биография Боэция

Боэций - цитатыБоэций, фигурирующий в исторических документах в качестве Аниция Манлия Северина, является римским государственным деятелем, философом-неоплатоником, теоретиком музыки, христианским теологом.

Родился будущий государственный деятель в Риме примерно в 480 году. Он относился к знатному римскому роду Анициев. В детстве осиротел, и его усыновил Квинт Симмах, консул, а затем глава сената и префект Рима. Предполагается, что местом образования Боэция были Александрия или Рим. Также есть сведения, что он мог учиться в городе Равенна, который остготский король Теодорих, завоевавший Италию, сделал в 493 году столицей.

Дочь Симмаха стала женой усыновленного будущего государственного деятеля и философа. Во время правления отсготского короля Боэций смог сделать хорошую карьеру. В 510 году его назначили консулом, позже — принцепсом римского сената. В 522 году по назначению Теодориха он уже работал на должности magister officiorum почетным первым министром королевства. В тот период его двоих сыновей также назначили на должность почетных консулов. К этому времени он добился уважения и признания в качестве знаменитейшего ритора (писателя) и философа Италии.

Примерно в 523-524 годах его обвинили в измене государству и приговорили к тюремному заключению, а позже и к смерти. В тюрьме римский государственный деятель написал самый известный свой труд — «Утешение философией». Его казнили в Павии примерно через два года после помещения в тюрьму, но точных сведений о дате смерти нет. Жители Павии до конца XIX столетия культивировали представления о Боэции как святом мученике. Его символическую гробницу устроили в городской церкви под названием Чель д’Оро.

Обвинение строилось на трех пунктах: стремление вернуть Риму свободу, попытка защиты сенаторов и сокрытие документов, свидетельствующих об оскорбляющем отношении сенаторов к королю Теодориху; занятия магией и осквернение святынь. Боэций признал, что первые два пункта имели место, но категорически не согласился с третьим пунктом. После его казни немного позже казнили и его единственного защитника – Квинта Симмаха.

В Средневековье сочинение «Утешение философией» стало популярнейшей книгой и оказало сильнейшее влияние на развитие европейской литературы. Автор предпринял попытку найти решение проблемы, когда совмещаются свобода воли и промысел Бога. Существующее противоречие теолог объяснил тем, что даже если Бог предвидит действия человека, то это может и не быть их причиной. Обращаясь к читателю, Боэций призывал его уклоняться от зла, устремлять свое сердце к добрым делам, а ум – к познанию истины. Данный труд стал последним из всех сочинений древнего мира, когда при отсутствии христианской морали нет упоминаний о Христе. Римский государственный деятель являлся не просто христианином, а признанным Учителем католической Церкви.

Большую известность в средние века получили его богословские труды. Среди них есть такие известные трактаты, как «О гебдомадах» и «О Троице», которых своих комментариев удостоили Фома Аквинский, Кларенбальд Аррасский, Жильбер Порретанский, Ремигий и Беда Достопочтенный. Боэций в своих произведениях предстал в двух ипостасях: в качестве автора богословских трудов и в качестве автора всего остального. Поэтому историки одно время сомневались, думали, что это два разных человека. Но на сегодняшний момент доказано, что это один и тот же человек.

Наибольшая часть творческого наследия Боэция, оказавшая влияние на формирование латинской культуры Средневековья, представлена переводами, комментариями и учебниками автора по логике. В 505-506 годах он написал труд «О категорическом силлогизме». На 515-520 годы приходится написание сочинения «О делении». В период с 516 по 522 годы римский философ-неоплатоник работал над трудом «О гипотетическом силлогизме». Произведение «О различиях в топиках» относится к 522-523 годам. Категорические силлогизмы были вновь затронуты в 523 году в новом сочинении «Введение в категорические силлогизмы».

Развитие математики получило хороший толчок благодаря переводам автором «Начал» Евклида, «Арифметики» Никомаха. Написанный Боэцием «Трактат о музыке» он посвятил вопросам гармонии в музыке Греции, а также акустике. Длительное время это сочинение считалось наиболее полно описывающим теорию музыки в Средневековье и в позднюю античность.

Римского философа очень трудно отнести к какой-либо школе. Есть данные, что самого себя он считал платоником. Но при этом следует иметь в виду, что платоником он считал и Аристотеля, вписываясь в общераспространенную эллинистическую традицию. Как признался сам Боэций, он не согласился с учением эпикурейцев и стоиков, но можно с полным правом утверждать, что на его взгляды сильное влияние оказали Сенека и Цицерон.

Будучи философом, он считал, что его задачей является латинизация и гармонизация греческой философии (Платон, Аристотель, неоплатоники) для укрепления римской культуры и государственности перед опасностью нападения врага. Будучи богословом, он стремился к латинизации никейского и халкидонского богословия, переносу на латинскую основу тонких различий в греческих понятиях о Троице и сути Христа. Вплоть до XIV века Боэций латинским Западом почитался в качестве «summus philosophus» — «нашего главного философа». Для латинского Средневековья он – отец Церкви, создатель схоластической методики, а также главный наставник в логике, античной философии и в специальных науках (арифметика, геометрия, музыка, астрономия, риторика).

Впервые полное собрание трудов Боэция было издано в 1492 году братьями Форливио, проживающими в Венеции. В современное время значение сохранило и полное издание сочинений за 1860 год в виде латинской «Патрологии» от Миня, так как некоторые сочинения автора в нынешнее время не изданы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top