21.03.2019     0
 

В чем смысл и сила Гаятри мантры


Советы практикующим

Чтение мантры не подразумевает соблюдения строгих правил, как это принято в других религиях при совершении обрядов. Чтобы сила слов проявилась в полной мере, постарайтесь произносить священный текст осознанно.

Ничего страшного, если выговариваете слова неправильно или ошибаетесь с интонацией. Благие последствия в таком случае наступят, но проявятся слабее.

Не забывайте главное правило: Гаятри мантра принесет пользу только в том случае, когда практикующий верит в ее чудодейственную силу.

Читать мантру разрешается в любое время, но лучшее всего подходят часы:

  • перед восходом;
  • в полдень;
  • перед закатом.

Для прочтения Гаятри выберите спокойное место, где вас не потревожат. Обстоятельства и окружение не важны. Постарайтесь сосредоточиться. Представьте, что в вашей груди расцветает солнечный цветок, в центре которого расположите образ богини.

Держите спину ровно, дышите медленно. Когда ваше сердцебиение замедлится, начните читать мантру. Произносить священный текст разрешено про себя, вслух и шепотом. Считается, что осознанное чтение вслух – сложный вид практики. Поскольку ум будет постоянно отвлекаться на правильность произношения.

Когда вы доведете чтение до автоматизма, беспокойный ум сосредоточится на вибрациях от звуков. Это принесет больший эффект, чем чтение молитвы про себя.

Не забывайте вкладывать в слова любовь к Творцу. Так воздействие мантры многократно усилится. Если вы не чувствуете любви в душе, вложите в исполнение всю благодарность, что найдете в себе.

Если и это чувство вам чуждо, сосредоточьтесь на звуках. Внимательно повторяйте слова, слушая свой голос. Осознайте, что чтение священного текста – это обращение к Богу. Любовь и благодарность придут к вам на следующем этапе духовной практики.

Вы достигните наилучшего результата при повторении мантры 108 раз (один круг малы). Концентрируйтесь на желании, которое хотите воплотить в жизнь. Потенциал молитвы раскроется, если совершить множество кругов малы.

Духовное назначение мантры

Согласно определению, мантра — это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.

Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное — её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. При неправильном произнесении, если сила мантры не пробуждена, мантра действует как обычная молитва.

Каждой мантре присущи своё божество, свой метрический размер, риши (провидец, который дал миру эту мантру), шакти (сила или энергия), определённая сфера действия и конкретное практическое назначение. Мантры могут отличаться друг от друга также по ряду других характеристик: по субъективным целям, по силе и скорости воздействия, по языковой структуре и т. д. Одной из наиболее важных классификаций мантр является их подразделение в зависимости от объекта почитания.

Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество — дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога — какую-либо его функцию или силу. Все Дэваты обладают сознанием и силой, однако, те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются дэвы (боги) или дэви (богини).

Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный (чаще антропоморфический) образ или форма, имеющие глубоко символическое значение. Отсюда — мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали (Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама) и т. д.

По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и т. п. и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые — специфически индийский тип — предназначены для духовной практики.

Необходимо также указать ещё на некоторые особенности звуковой вибрации. Будучи одной из фундаментальных форм энергии, звук связан с сознанием и является инструментом божественного Сознания. Звуковая вибрация не только лежит в основании любой формы, но также абсолютно необходима для проявления сознания.

В силу этого сам звук способен воздействовать непосредственно на сознание. Одна из его функций в процессе познания — это изменение состояний сознания. Использование мантры для духовных целей, как средство раскрытия высшей природы человека посредством изменения его состояний сознания, составляет особую дисциплину, называемую мантра-йога.

Для того, чтобы мантра действовала, сила, скрытая в звуковых сочетаниях (мантра-шакти), должна быть пробуждена посредством усилия садхаки в процессе садханы (садхана-шакти). Действие мантры осуществляется через соединение мантра-шакти и садхана-шакти. В этом случае возникает так называемая мантра-чайтанья (букв.

Если при использовании мантр, имеющих недуховное назначение, их эффект может проявляться часто достаточно быстро, а иногда и сразу, то мантры, имеющие чисто духовную цель, требуют длительной практики, так как сознание садхаки должно быть очищено и подготовлено для своего раскрытия. Оно не может быть трансформировано сразу.

Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить и, самое главное, — она должна быть получена от просветлённого человека, каким и должен быть настоящий гуру (духовный учитель). В этом случае считается, что мантра уже «пробуждена» и имеет энергетическую силу.

Предлагаем ознакомиться:  Знак зодиака скорпион мужчина имена

Это действительно так. Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры (мантра-шакти) может «пробудиться» сама. Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма.

Слово ‘гаятри’ (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение» (где ‘га’ – ‘воспевать’, ‘три’ – ‘спасать’). Другой вариант слова ‘гаятра’ (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как «то, что защищает индивидуальные души» (где ‘гая’ – ‘индивидуальные души — дживы’, ‘тра’ – ‘защищать’).

Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами «Да озарит Он наш разум!», где слово ‘разум’ означает ‘буддхи’, как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах.

Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni.

Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно — через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Сила и возможности

Священный текст ежедневно произносят тысячи людей, вкладывая в слова веру в чудо. Божественная Гаятри мантра считается наиболее могущественной ведической молитвой.

Чтение священного текста дарит людям:

  • безмятежность и спокойствие;
  • здоровье ума и тела;
  • гармонию в отношениях;
  • красоту.

Гаятри передает сущность Вед. Она раскрывает божественное начало. Люди забывают об этом, слишком привязываясь к физическому телу.

Мантра учит, что человек – сочетание тела, ума и духа. Все люди созданы по образу Вселенной и носят частичку энергии Космоса в душе. В священном тексте Гаятри содержится просьба к Создателю об очищении Разума для постижения Истины.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — мантра-шастра.

Слово ‘шастра’ означает ‘трактат’.). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед.

Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) — Сама Веда;

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым».

Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Эко ‘хам Баху Сьям» — ‘Я Един. Да стану Многим!’, процесс соединения с Богом начинается словами «Бхарго Дэвасья Дхимахи» — ‘Мы медитируем на Божественный Свет!’

Саи Баба и Саи Гаятри мантра

В чем смысл и сила Гаятри мантры

Вторая по могуществу молитва – Саи Гаятри мантра, посвящена индийскому Гуру – Саи Баба. Чудотворец создал текст, который приведет человечество к полному освобождению – мокши.

Саи Баба признается воплощением Бога в индуизме. Жизнь святого полна духовных подвигов и совершенных чудес. При жизни святой проповедовал аскетизм и самоограничение. Он не один раз сознательно перерождался. Даже смерть не остановила Гуру в стремлении нести людям мудрость.

Сохранились записи пения мантр святым. Обратите внимание на исполнение Гаятри мантры. Великий Гуру передал правильное звучание и ритм священного текста. Сакральный смысл древней молитвы раскрывается в полной мере в исполнении святого.

Предлагаем ознакомиться:  Заговор на расческу наделит ее волшебной силой

Риши и размер мантры

Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных — винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. ‘Вишвамитра’ – это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

В чем смысл и сила Гаятри мантры

Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название — гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

Дханвантари Гаятри мантра

В пантеоне индуистских богов Дханвантари известен как бог-врачеватель, помогающий людям и божествам. Дханвантари – покровитель медицины и создатель Аюрведы: философии о здоровой жизни и правильном питании.

В Аюрведе сказано, что чтение мантры усиливает эффект лекарственных растений и наделяет воду целебными свойствами. Ежедневное обращение к Дханвантари развивает в человеке способности целителя. Если читать молитву 108 раз в течение длительного времени, то вы научитесь исцелять людей прикосновением руки.

Кроме усиления экстрасенсорных способностей, молитва защищает от сглазов и болезней. Вибрации священных слов создадут энергетический кокон, в котором молящийся защищен от разрушительного проявления негативной энергии.

Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

Другое название этой мантры ‘Савита Гаятри’ или ‘Савитри’ (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание ‘Савита Гаятри’ буквально означает ‘Гаятри Савитара’, где слово ‘Савита’ (муж. рода) может интерпретироваться как ‘Дэвата которой — Савитар’. Синонимом этого слова является другая его форма — слово ‘Савитри’ (звучащее скорее как Савитр-р-р;

В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры.

От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит «оживляющая сила» предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной — Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.

В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: «Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает ‘то, из чего рождается всё’, … то есть Существо, к которому обращена Гаятри, — поистине, сам Брахман» (см. Дхарма Вахини).

Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно — Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы.

Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.

) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение.

В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как ‘управление’.

«Внутри физического Солнца, — как пишет в своей книге „Гаятри“ проф. И.К.Таймни (с. 88), — пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной.

С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. «Нет сомнения, — пишет он (там же, с.

23−24) — что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы).

Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым — познать Его”. Таким образом, Гаятри Дэви — это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!

Вариации Гаятри мантры

На основе могущественной Гаятри мантры древние ученые создали молитвы, которые обращены к разным богам.

Предлагаем ознакомиться:  Водолей знак зодиака растения

Ганеша Гаятри. Чтение мантры наделяет силой преодолевать препятствия и добиваться успеха в делах.

Шри Гаятри. Древний текст исцеляет от болезней души и тела. Чтение мантры наполняет окружающий мир гармонией.

Гаятри Сурья. Слова священного текста наполняют человека солнечной энергией и лечат от конкретных болезней тела.

Агни Гаятри. Насыщает тонкое тело энергией Огня.

Гаятри Аннапурна. Просит Творца наделить землю плодородием и послать изобильный урожай.

Заключение

Гаятри мантра – это сокровище, которое люди не имеют права потерять. Старайтесь исполнять молитву ежедневно с чистым сердцем и вскоре вы почувствуете гармонию в душе. Защита, которую дарит священный текст, исходит из источника Жизни и обладает огромной силой.

богиня гаятри

Практикуя исполнение мантры, вы постигнете азы пения индийских молитв и улучшите качество собственной жизни. Конечная цель исполнения священных текстов – обретение Просветления через обращение к Высшему Разуму.

Значение Гаятри мантры

Гаятри – это универсальная мантра, хранимая в Ведах. Веда означает знание, и эта мантра способствует и увеличивает силу, способствующую познанию.

Гаятри мантра впервые появилась в Ригведе, раннем ведическом тексте, написанном между 1800 и 1500 годами до нашей эры. Также она упоминается как важный ритуал в «Бхагавад Гите».

Эта мантра посвящена Савитуру – богу Солнца. Солнце является как физическим, так и духовным, оно освещает людям путь и дарует гармонию с миром.

Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле.

Тогда слова мантры могут переводиться как «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!» или «Да направит Оно нас на путь истины!». На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом — его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: «На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли!

Да озарит Он наш разум!» или «Да дарует Он нам просветление!». Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: «Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!

атрибутика

Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге «Введение в Тантра Шастру» в главе «Гаятри Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!

», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле!

Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

человек во вселенной

2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

4. СВАХ — Свар (га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

5. TAT — То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector