25.10.2019     0
 

Алатырь-камень: фото и значение, легенды


Лингвистическая трактовка

Есть и другое название этому мифическому камню — бел-горюч. В устном фольклоре часто используются оба наименования. Происхождение слова «алатырь» объясняется так:

  • Произошло от иранского al-atar, что буквально переводится «бел-горюч», слово, которое попало в русский язык через, давно отмершее, скифо-сарматское наречие, родственное когда-то иранскому.
  • Аналог сионских камней, которые были святыней и служили алтарями. Легенды о силе их проникли в поэтический народный фольклор Руси. «Алатырь» — производное слово от «алтарь».
  • «Латыгор» означало латыш, Латыгора — латвийская земля (страна), латыгорь — латвийский камень, то есть янтарь. Постепенно слово трансформировалось в «алатырь».

География

Расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки Суры, вблизи впадении в неё притока Алатырь. Территория города 41,7 км².

Город имеет прямоугольную планировку. Исторический центр на углу возвышенности, ближайшем к слиянию Суры и Алатыря. Развитие города велось преимущественно в западном и южном направлениях.

В современном Алатыре преобладает частная застройка. Два микрорайона, застроенных многоэтажными домами, Стрелка и Западный, расположены на окраинах. Кроме того, многоэтажные дома были построены в некоторых кварталах центральной части города.

Климат умеренно холодный. Большое количество осадков, даже в засушливые месяца. В год выпадает около 527 мм осадков. Средняя годовая температура составляет 4,0 ° C.

Меньше всего осадков выпадает в феврале, в среднем 22 мм. В июле, количество осадков достигает своего пика, в среднем 70 мм.

Самый жаркий месяц июль с температурой 19,7 ° C. Январь является самым холодным месяцем, средняя температура −12.1 ° C.

Дельфийский камень

По одной из теорий, белый камень Алатырь не что иное, как янтарь. В земли русов привозили его с берегов Балтийского моря купцы, был он весьма дорог не только в качестве украшения, но и как мощный оберег. Дым подожженного янтаря проявляет дезинфицирующие свойства. Этого в те давние времена не знали, но, янтарным дымом окуривая помещения и людей, проводили обряды очищения от злых духов и порчи.

Янтарь был компонентом любовных, приворотных, омолаживающих снадобий и средством от сглаза. Им украшали домашний алтарь, и при особых обстоятельствах жгли его во время молитв. В процессе фотостарения цвет камня меняется от белого до коричневого. Возможно, белый янтарь ценился выше и применялся в обрядах. На Руси его называли «илектр». Это всего лишь зыбкая теория, что он и есть Алатырь-камень. На фото ниже можно увидеть цветовое разнообразие янтаря.

В религиях и мифологии народов Земли существовали священные камни, подобные Алатырю. В легендах древнегреческой цивилизации говорится о камне Омфал (Omphalus), который также считался центром вселенной. На священных участках в Дельфах найдены камни Омфалы, которые были копиями в мире людей Великой вселенской святыни.

Герб и флаг города

Герб города

Герб города утверждён указом императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели».

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной — герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х — 2000-х годах.

Герб 1780 года был восстановлен в качестве официального символа города решением собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года. В левом верхнем углу — квадратный флаг Чувашской республики. Над гербом располагается пятиконечная корона из золотого кирпича, показывающая, что герб принадлежит городскому округу.

Флаг города

Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и жёлтом цветах[3]. Утверждён 29 мая 2009 и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 5007. Флаг составлен на основании герба Алатыря, по правилам и соответствующим традициям вексиллологии и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Символика

Лук и стрелы были важнейшим оружием дальнего боя и охоты на протяжении многих тысячелетий, чрезвычайно широко употреблялись и в Древней Руси, и в Чувашии. При этом колчан, футляр для стрел, изготавливался из кожи, дерева, ткани, позднее из металла. Стрелы в колчане укладывались оперением вверх. На Руси чаще всего использовалось оперение в два пера.

Оперение стрел многократно упоминается в летописях, былинах и других источниках и изображается на памятниках искусства. Сказки, притчи об отдельной стреле, которую легко можно сломать, в то время как пучок стрел остаётся невредимым, распространены на Руси как образ силы, они демонстрировали верность утверждения «в единении — сила».

Три колчана со стрелами на флаге Алатыря отражают историческую связь времён, в то же время они олицетворяют единство и сплочённость народа, проживающего на древней Алатырской земле, готовность служить защите Родины.

Красный цвет в средневековой геральдике считался династическим. Кроме того, он символизирует такие качества как благородство, справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, власть.

Жёлтый (золотой) цвет колчанов со стрелами олицетворяет Солнце — источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.

Алтарь

Большинство исследователей славянской мифологии склонны считать Алатырь алтарным камнем. Несколько необычно интерпретирует эту теорию историк и этнограф В. Дегтярев, автор книг «Тайны Евразии». Он предполагает, что само название – бел-горюч, Алатырь-камень – говорит об алтаре бога Бела (Баала, Ваала), на котором всегда горел огонь, и алтарные комплексы которого располагались в особых местах силы.

Алатырь-камень: фото и значение, легенды

Культ верховного бога Бела был распространен в древней Месопотамии, затем в Финикии. Бел считался основателем Вавилона. И вряд ли столь чужеродная обрядовость могла стать настолько важной в древнеславянской культуре. Тем более что, кроме созвучия слов, больше ничего не подтверждает эту теорию и не указывает на то, что Алатырь — камень, у которого или на котором горел огонь.

История

« И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем.[4] »

Данный текст — один из фрагментов описания последнего (третьего) похода Ивана IV на Казань, закончившегося покорением Казанского ханства.

Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место[5].

Историк В. Д. Димитриев в своем обширном исследовании «Из истории городов Чувашии второй половины XVI — начала XVII веков» пишет[6]

« татарский историк Хюсам-Эддин сын Шереф-Эддина в «Болгарских повествованиях», составленных в 1551 г., упоминает город Алатур, входивший в состав Казанского ханства. »

Однако локализация (местонахождение) этого города Алатура точно не известна. Поэтому идентифицировать его с современным Алатырем не просто. Есть ещё одна проблема: оказывается, указанный источник относится не к 1551 году, а к гораздо более позднему времени[7]. В то же время фонетико-историческая связь между словами Алатур и Алатырь, по мнению профессора М. Р. Федотова, достаточно прозрачная[8].

Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-го казанского похода, то есть в 1547—1548 годах[9].

Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается найденными остатками древнего городища, предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён, и археологическими находками, в том числе X—XII веков, и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. «сянглей» — развилка реки[10]).

Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского 4 августа 1552 года[11]) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем»[11].

Предлагаем ознакомиться:  Сонник цветкова деньги

Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Русского государства. Среди татар Камышлинского района Самарской области свыше 500 лет ведется шаджаре (родословная) восходящая к двум братьям, один из которых в начале XVI в.

владел Алатырем. За военные заслуги они получили от Мухамед Амина бахдур хана земли вдоль реки Сок, которые относятся в настоящее время к Республике Татарстан, Самарской и Оренбургской областям. Братья переселились туда со своими крестьянами — мокшей и чувашами (в настоящее время большинство из этих сел считается русскими).

Вместе с Васильсурском и Курмышом эти остроги стали проводниками военно-административного влияния Нижнего Новгорода, «правой руки» объединённого Российского государства, обращённой на восток, на земли чувашей — «нагорных черемисов». Чуваши за год до взятия Казани получили в Москве грамоту Иоанна Васильевича о добровольном вхождении, и это, по мнению историков, решило судьбу Казанского ханства. Так что отмеченные в июне 2001 года 450-летний юбилей Алатыря и 450-летие взятия Казани в 2002 году связаны весьма тесно.

План Алатыря из Полного собрания законов Российской Империи (1839)

План Алатыря из Полного собрания законов Российской Империи (1839)

После того, как основанный в 1648 году русский Синбирск стал крупным административным центром, горная сторона, «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника: Синбирском, Нижним Новгородом и Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем, то есть южная часть Алатырской провинции, т.е.

Интересно, что в XVIII в. воеводой Алатыря в течении десяти лет был бывший морской офицер Иван Васильевич Новиков, отец будущего великого русского просветителя и масона Николая Ивановича Новикова. Иван Васильевич оставил память, как принципиальный управленец, по словам А. Западова, «приученный строго блюсти законы и выполнять команды старших начальников».

В XIX веке город развивался по плану, утверждённому в 1804 году Александром I[12]. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, в культурном отношении. Влияние Нижнего Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр стал культурным форпостом Симбирска.

В 1812 году, во время Отечественной войны, в Алатыре был сформирован пеший полк, который вошёл в состав Симбирского ополчения.

4 июля 1906 года во время страшного пожара сгорел древний Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь основанный в 1584 году. Сгорели все монастырские здания, в том числе храмы, из которых древний, составлявший главное украшение монастыря, до настоящего времени представляет собой одни обгоревшие стены, сохранившие только вид храма… стр. 137—138 Оренбургские Епархиальные Ведомости № 17-18 1909 г. от 30 апреля.

Алатырь. Симбирская улица (ныне улица Ленина). Фото начала XX века

Алатырь. Симбирская улица (ныне

улица Ленина

). Фото начала XX века

Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так выдвинулись вперёд Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать.

Проведённое в 1920-х годах административно-территориальное межевание привело к ликвидации ряда периферийных территорий. Части Алатырского уезда, с которыми город до тех пор имеет тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Мордовии и Ульяновску, сам Алатырь, преимущественно русский город, несмотря на протесты Алатырского уездисполкома и Ульяновского губисполкома, совершенно не учитывая мнение населения, в 1925 году был передан из Симбирской губернии в состав вновь образованной Чувашской АССР, хотя в Алатырском уезде тюрок почти не было вообще.

Здание начала XX века в центре Алатыря

Здание начала XX века в центре Алатыря

1 сентября 1961 года в городскую черту Алатыря были включены село Ямской Посад (ныне район Ямская) и деревни Мирославка и Голодяевка[13].

Экономическое развитие города

В 1893 году через город прошла железнодорожная линия Рузаевка — Свияжск, были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее  паровозоремонтный завод).

До Великой Отечественной войны промышленность развивалась на дореволюционном фундаменте, в 1950-60-е годы были построены заводы «Электроприбор» и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. В 1965 году была введена в строй бумажная фабрика.

Невнимание к проблемам Алатыря и его интересам в годы советской власти привело к тому, что самый крупный и развитый город республики уже к 1980 году превратился всего лишь в 4-й по численности и экономической значимости. Город развивался крайне низкими темпами: жилищное строительство финансировалось по остаточному принципу, его объёмы были значительно меньше, чем в других городах Чувашии, и не удовлетворяли даже текущие потребности.

С 1970 по 1980 годы не было построено ни одного нового промышленного предприятия, имеющиеся производства не расширялись. Хроническое недофинансирование работ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры привело к серьёзному отставанию Алатыря в этой сфере. До сих пор в городе очень мало дорог с твёрдым покрытием и нет нормальной системы уличного освещения.

В 1976 году был разработан новый генеральный план Алатыря. Предыдущий был составлен в 1936 году, но так и не был реализован. Новый генплан постигла такая же участь: не были построены запланированные промышленные предприятия и современные жилые районы с развитой инфраструктурой, не развивалась транспортная система, так и не было создано необходимой базы для увеличения объёмов строительства и т. д.

Тем не менее, промышленных предприятий в городе было не менее двух десятков, которые обеспечивали занятость и уровень жизни населения. Строились объекты инфраструктуры, лишь в конце 1980-х была построена новая больница. Застраивался новый микрорайон Западный, появились новые школы и детские сады. В городе три кинотеатра и один филиал кинотеатра.

В период кризисных 1990-х годов производство значительно упало, промышленные предприятия закрывались, резко выросла безработица, приведшая к миграциям в более благополучные районы. Полностью закрылись кинотеатры и книжные магазины. Уровень жизни населения резко снизился. Почти полностью прекратилось асфальтирование и ремонт дорог, ухудшилось медицинское обеспечение. Количество маршрутов общественного транспорта снизилось до трёх.

Источник силы

Согласно легендам, алатырь непосредственно связан с божественным заветом людям, изложенном в письменах. Бел-горюч камень является центром не только мироздания, но также средоточием духовной силы и мудрости, исходящей во Вселенную. Такой космический источник могущества несколько столетий назад требовал для человеческого воображения конкретного образа, который и воплотился в священном камне.

На вершине горы Алатырской возлежал камень священный Алатырь. И стал Сварог бить по камню своим посохом, а из искр с каждым ударом его рождались Боги. И лежит тот камень священный на вершине горы Алатырской, исчерченный заветами Сварога своим детям-русичам. И таится под камнем тем сила невиданная и неисчерпаемая.

В одном из Духовных стихов Голубиной книги сказано, что на Алатырскую гору упала с неба огромная книга, в которой написано обо всем на свете. Так и находится этот кладезь мудрости на бел-горюч камне, а открыть и прочесть его могут лишь самые мудрые и чистые душой. Есть еще одна из легенд: на Алатырь-камне Китоврас, получеловек-полуконь, построил храм Всевышнего, чтобы мир горный, небесный и явленный связать воедино. Такого рода притчи говорят о вере в мощную духовную силу, таящуюся в мифическом камне, и мудрости, исходящей от него.

В довольно большом количестве источников бел-горюч камень трактуется как алтарь, на котором Бог себя приносит в жертву, поскольку сам же и является этим камнем. Такое толкование указывает на веру авторов этих сказаний в то, что Алатырь-камень является источником божественного начала и божественной силы.

Население

Алатырь-камень: фото и значение, легенды

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 455 месте из 1115[30]городов Российской Федерации[31].

После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, численность населения города стала стремительно расти: в 1897 году она составляла 12 209 чел., а к 1915 году удвоилась, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии Для сравнения: численность населения Чебоксар в начале XX века составляла около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста численности населения города заметно снизились, а с начала 1990-х годов численность населения города стала уменьшаться.

Национальный состав

По данным переписи населения 2010 года в Алатыре абсолютное большинство населения русские, также проживают мордва, чуваши и татары.

Национальный состав района по итогам переписи населения 2010 года[32]
Наиональность Число указавших национальность и доля от населения района
Русские 87,80 % (31 619)
Мордва 8,45 % (3 044)
Чуваши 3,10 % (1 116)
Татары 0,65 % (234)

Месторасположение и описание

Упоминается чаще всего местоположение бел-горюч камня в былинах и заговорах. Правда, из текстов совершенно невозможно понять, где же эта святыня находится, поскольку каждый источник отводит ей свое место. Чаще всего это остров Буян, но и там камень может находиться у корней Мирового Дерева или на берегу океана.

Также часто фигурируют: чисто поле, дьявольское болото, пучина морская, Рипейские горы, Фаворская гора, река Смородина. Также он стоит на пересечении трех миров бытия: людей, мертвых и богов (Яви, Нави, Прави). Собственно, река Смородина, подобная мифическому Стиксу, разделяет мир живых и мертвых, а бел-горюч камень на ее берегу отмечает вход в мир Нави.

Предлагаем ознакомиться:  Почему знак зодиака лев такой вредный

Признаки камня описаны с еще меньшей конкретностью. Он двуедин: и легок, и тяжел; и мал, и велик; и горяч, и студен. Обладает не свойственными материальному предмету качествами: объединяет все миры; от Земли его никому не отнять.

Промышленность и экономика

Алатырь является одним из шести моногородов Чувашии. Основные предприятия города: Алатырский механический завод, АО ”Завод «Электроприбор»”, ООО «Молочное дело — Ивня» и другие. В 2008 году объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности «обрабатывающие производства» составил 2,678 млрд руб.

Культ святыни

Значение Алатырь-камня настолько было важным в культуре и обрядовости славян, что этой святыне был посвящен праздник, который по старому стилю отмечался 14 сентября. Считалось, что после этого дня птицы улетают до весны в Ирий, а змеи уползают в подземные пещеры, где собираются клубками и лижут там камень бел-горюч.

В святилищах разжигалось девять костров: восемь по кругу и один в центре. Три было магическим числом славян, а девять стало священным, потому что девять — это три раза по три. Центральный костер символизировал центр мироздания, то есть Алатырь-камень. Восемь костров по кругу обозначали, направления света, подобно восьми лучевой розе ветров.

Транспорт

Через город проходит железная дорогаКазань — Канаш — Красный Узел.

Региональная автодорога 95К-001 Чебоксары — Сурское соединяет город с автомагистралью М7 «Волга» и имеет дальнейшее продолжение в Ульяновск.

Алатырь-камень: фото и значение, легенды

Расстояние до Саранска 147 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км, до Нижнего Новгорода 286 км, до Москвы 698 км.

Внутригородской транспорт представлен 4 автобусными маршрутами ГУП «Чувашавтотранс» и более чем 10 маршрутами маршрутных такси. По состоянию на 2011 год от автостанции Алатыря действуют 13 пригородных маршрутов и 8 междугородних маршрутов в Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, Шумерлю, Москву, Новочебоксарск, Канаш, Саранск и др.

Архитектура и достопримечательности

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников религиозной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения.

Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря.

Жилые и общественные здания
  • казначейство (сер. XIX в.),
  • дом купцов Поповых (кон. XIX в., ул. Кирова, 1,
  • дом купца Антонова (1859 г., ул. Горшенина, 28),
  • здание магазина (1900-е гг., модерн, ул. Ленина, 10),
  • дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.),
  • земская управа (сер. XIX в.),
  • дворянское собрание (с 1911 г. кинотеатр «Патэ»),
  • типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.),
  • дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова),
  • здания реального училища (кон. XIX в.),
  • городское училище (1908-1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак),
  • женская гимназия (1908 г.),
  • здание уездного суда (1912 г.),
  • духовное училище (кон. XIX в.),
  • здание трактира (1908 г., в советское время в здании располагалась столовая № 2),
  • жилой дом по ул. Ленина (XIX в., памятник деревянного зодчества,
  • гостиница «Сибирь» (1900-е гг., ул. Комсомола, 69, находится в аварийном состоянии, разрушен 2-й этаж);
Промышленная архитектура
  • казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин, ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта),
  • водонапорная башня (1912 г.),
  • железнодорожное депо станции Алатырь (1893 г.),
  • производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г., в настоящее время Алатырский механический завод).

Упоминание в клятвах, заклинаниях, заговорах

Чаще всего бел-горюч камень упоминается в деревенских русских заговорах и заклинаниях ведунов, былинах и сказках. В первоначальном виде многие из подобных источников дошли до наших дней благодаря историку и этнографу-фольклористу И. Сахарову. Собранные им обряды, песни, предания были изданы в нескольких капитальных фольклорных сборниках первой половины 19 века с неоднократными последующими переизданиями.

Камень в заклинаниях и заговорах присутствует как некая печать, оберег или щит, предотвращающий беды и ранения, помогающий в исцелении, защищающем от порчи и врагов, свидетельствующий в клятве или обещании, скрепляющий слово, подтверждающий любовь. К силе и крепости священного камня призывали, чтобы закрепить любовные чувства, защитить семейный очаг и ребенка, уберечь от ранений в бою, избежать нападения врагов или победить их.

Подобные заклинания – это не молитва Алатырь-камню. По отзывам на многочисленных ресурсах, девушки даже в наши дни верят и применяют любовные заговоры, в которых призывается сила священного камня. А замужние женщины используют заклинания с именем камня Алатырь, чтобы уберечь здоровье ребенка или сохранить верность мужа.

Символ

Русская православная церковь

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703)

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703)

  • Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи[33] (1703 г.) — памятник федерального значения.
  • Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г).
  • Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль, находится в аварийном состоянии, пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни).
  • Крестовоздвиженская (Полевая) церковь[34] (1826 г., классицизм).
  • Иверская (Больничная) церковь[35] (1846 г).
  • Церковь Иакова Алфеева (1875-1895 гг).
  • Церковь Рождества Христова (1755 г., находится в аварийном состоянии).
  • Софийская церковь (1787 г., имеются утраты, используется как цех завода «Электроприбор»).
  • Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830-1833 гг., имеются значительные разрушения).
  • Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г).
  • Настоятельские и монашеские покои (1820-1830 гг).
  • Церковь святого Сергия Радонежского (1800 г).
  • Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г).
  • Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.):
    • Вознесенская церковь (1753 г.), имеются утраты,
    • Покровская церковь (1764 г),
    • Надвратная церковь святителя Николая (1737 г.)

Амулет Алатырь: понятие, виды, свойства и значение

Бел-горюч камень — центральный источник непознанной неисчерпаемой силы, знания и мудрости. Талисманы и обереги несут их владельцам часть этого сокровища. Они помогут сконцентрироваться, принять верное решение, правильно поступить в нелегкой ситуации. Влюбленным поспособствуют укрепить их чувства, а молодоженам — защитить союз.

Младенца символ Алатырь-камня убережет от болезни, поможет расти ему крепким, сильным и умным, сконцентрировав магические силы вокруг маленького человечка. Талисман способен укрепить силу духовную и физическую, особенно если припомнить, как, сидя на священном камне, восстанавливал силы бог Перун. Оберег оградит от несчастий семейный очаг, то есть дом и всех членов семьи.

Бел-горюч камень всего лишь конкретизированный образ той великой силы, которой насыщена Вселенная. Когда к ней человек обращается за помощью, ему гораздо легче сделать это, представляя понятный символ, предмет, лик. Не сам талисман становится оберегом, а неведомая сила, в которую верят люди. Без веры любой предмет остается всего лишь украшением или ничего незначащим символом. Об этом следует помнить, прежде чем призывать могущественные силы камня Алатырь.

Солярный (солнечный) талисман Алатырь имеет круглую форму, по центру которой размещается звезда с 8 вершинами. Его расшифровка — развитие, которое возможно при условии постоянного движения вперёд.

Другими распространёнными названиями оберега являются:

  • крест (круг) Сварога;
  • источник Небесного Света;
  • Заря-Алатырь;
  • Сердце Вселенной.

Среди малоизвестных названий символа — Звезда Соломона и Вифлеемская звезда.

В простейшей трактовке звезда с восьмью лепестками обозначает Солнце, тепло, дающее начало всему живому. Благодаря солнечным лучам продолжается жизнь на Земле.

Восьмиконечная звезда означает начало, сосредоточие Мира. Её также называют Оком Рода, из которого происходят:

  • Свет Рода;
  • Божья Благодать, охватывающая как живых, так и неодушевлённые предметы.

Почему у звезды именно 8 вершин, а не другие число? Существует два начала — мужское и женское (сварги в виде прямого и наклонного крестов). Мужское придаёт силы, храбрость и выносливость. Женское способствует развитию интуиции, помогает раскрыть таланты. Точно так же есть два мира — светлый и тёмный. Если два символа наложить один на другой, получается восьмиконечная звезда, символизирующая гармонию во Вселенной.

Оберег Алатырь из серебра

Древние славяне считали кулон с изображением звезды таким же мощным обережным талисманом, каким является христианский крестик на шее в наши дни

Цифра восемь являлась магической для наших предков. Это:

  • 8 основных праздников (по Солнечному календарю);
  • 8 вех на жизненном пути, каждая из которых означает новую ступень духовного развития.

В центре пересечения крестов образуется девятая точка, означающая Высшие Силы. Девять — число чакр на теле человека, срок вынашивания ребёнка во чреве матери. Это божественная цифра — три тройки, основа абсолютного первоначала.

По древней легенде, Сварог («идущий по небу») являлся сыном славянского верховного бога Рода. Он создал землю, ударив молотом по волшебному алатырь-камню. Образовавшиеся при ударе искры — это божества, которые разлетелись в разные части мира.

Предлагаем ознакомиться:  Дверь ударила по лицу сонник

На камне горит огонь (Живое Пламя Сварога), рядом стекает вода (Живая Влага Перуна, исцеляющая от болезней), а также произрастает Древо Жизни (Прадуб). Под валуном таится великая сила, которая станет доступна только праведнику, живущему в соответствии с Божьими законами, почитающему наследие предков, помнящему и уважающему своим корни. Поверья гласят, что немало людей пытались набраться силы у камня. Однако путь к нему был долог и труден, поэтому смельчаки терпели неудачу.

Сам камень использовался когда-то для связи между божествами и людьми. В нём были сосредоточены знания и мудрость. По преданиям, валун располагался на острове Буяне в Окияне (сейчас о. Рюген). Это место было единственным кусочком суши. Огромная глыба упала туда с неба ещё до зарождения всего живого на Земле.

По верованиям древних русичей, валун находился в другом месте. Именно на Алатыре орёл, о котором слагали былины, вил гнездо и выводил своё потомство.

Герои старых легенд (книга Вед и птица Гамаюн) – это тоже своеобразные обозначения талисмана.

Ещё одна производная от названия амулета — это янтарь. Недаром славяне использовали янтарные вставки для украшения подвесок, вставляли его в кольца и серьги.

Алатырь считали единой цепью, неразрывно соединяющей весь Славянский род (племена).

Оберег Алатырь

Оберег помогает обрести гармонию в душе, раскрыть таланты, дарит твердость духа, мудрость и рассудительность

Круг Сварога являлся основным, наиболее мощным амулетом. Он имеет несколько значений:

  • хранитель дома и семьи;
  • проводник чистой энергии, идущей с неба на землю;
  • надёжный заслон от зла.

Все остальные символы у древних славян считались второстепенными. Алатырь объединяет в себе:

  • восьмикол;
  • крест;
  • кол;
  • триглав.

Алатырь в классическом варианте (звезда) способен отвести в сторону болезни, подарить благополучие и сохранить семью. Также его использовали ведуны и чернокнижники для усиления связи с высшими силами, управляющими жизнью на земле, и для обретения тайных знаний. Талисман помогает добиться справедливости в трудном деле. Звезду легко отличить по направлению лучей — они устремлены только вниз или вверх.

Хозяин оберега открывает для себя новую, праведную жизнь, он становится мудрее и реализует свой внутренний потенциал. Звезда щита имеет лучи, расходящиеся в разные стороны (и вниз, и вверх). Круг, обрамляющий звезду, трактуется как Живой Огонь, отпугивающий недоброжелателей и несчастья.

Славянские руны

Руна Алатырь обозначает мировое начало, исток всего живого и противостояние Порядка и Хаоса

Руна Алатырь символизирует неразрывную взаимосвязь между тремя мирами:

  • Явью (реальностью);
  • Навью (потусторонним миром);
  • Правью (духовным миром, небесным царством).

Руна показывает:

  • связь с высшими силами;
  • отражение в других мирах действий, совершаемых в реальности.

Изредка она встречается как обозначение дома, надёжного и прочного основания.

Знак Сварога можно увидеть сейчас на государственной символике некоторых государств: Туркмении, Абхазии и др.

Воинам также можно использовать Крест Сварога, он:

  • увеличивает силу удара;
  • помогает уверенно держаться на ногах;
  • поднимать и переносить предметы с большой массой.

Также Алатырь способствует укреплению боевого духа.

Известные горожане

  • Ветвинский, Валентин Фёдорович — артиллерист, Герой Советского Союза.
  • Горшенин, Константин Петрович — первый Генеральный прокурор СССР.
  • Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР.
  • Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве.
  • Цветков, Иван Евменьевич — меценат, коллекционер, основатель картинной галереи.
  • Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор.[36]
  • Судаев, Алексей Иванович (19121946) — советский конструктор-оружейник. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 10 сентября 2019 в 19:21.

Для кого предназначен оберег?

Алатырь может использовать любой желающий, вне зависимости от возраста и пола — мужчина, женщина, ребёнок, человек преклонного возраста. Символ показывает гармонию между женским и мужским началом.

Много веков назад Крест Сварога наносили на свои балахоны ведуны. Древние славяне верили, что он указывает на просвещённого человека, обладающего великой силой, житейской мудростью, магическими знаниями. Несколько веков спустя талисман стали брать с собой в дорогу путешественники. Считалось, что восьмиконечная звезда в круге подарит удачу, убережёт от невзгод и неприятностей, подарит хорошую погоду, подскажет верное направление пути.

Сейчас Алатырь станет полезен:

  • историкам;
  • археологам;
  • исследователям;
  • морякам и дальнобойщикам;
  • торговцам (для сохранения товара невредимым);
  • всем желающим укрепить свою связь с Высшими Силами и получить подсказку свыше;
  • малышу, родители которого стремятся защитить своё чадо от негативного воздействия.
Оберег Алатырь

Использования талисмана помогает сохранить наследие предков

Талисман обладает несколькими магическими качествами, он:

  • приводит в порядок расшатавшиеся нервы;
  • помогает изгнать дурные помыслы;
  • способствует укреплению иммунитета;
  • улучшает концентрацию внимания;
  • облегчает общение с противоположным полом;
  • пробуждает тягу к новым знаниям, пробуждает в человеке дремлющие таланты.

Это по-настоящему чистый, светлый символ, помогающий познать истину в жизни.

Жадным, завистливым, ленивым и коварным людям не стоит носить Алатырь, поскольку в этих случаях амулет может «работать» во вред своему хозяину. А вот тем, кто долго и тяжело болеет, оберег принесёт долгожданное облегчение, поправит здоровье.

Основные виды талисмана и материалы изготовления

Круг Сварога, по преданиям, заключает в себе огромный опыт, накопленный нашими предками, а также силу природы. Он может быть сделан из различных материалов, иметь различные формы. Наиболее распространёнными из них являются:

  • вышивка на одежде из натуральных материалов (льна, хлопка), полотенцах, подушках и т. д.;
  • ювелирные украшения (кольца, подвески из золота или серебра);
  • узоры на посуде и другой утвари.

Вышитый на мужской одежде (рубахе), Крест Сварога наделяет своего обладателя светлой силой. Орнамент на женской сорочке символизировал лунную силу, развивал интуицию.

Наши предки клеймили скот восьмиконечной звездой. По поверьям, это предотвращало опасные заболевания, защищало коров и коней от кражи, а также увеличивало поголовье стада.

Символ Алатырь

Алатырь в качестве щита оберегает от дурных помыслов и негатива

Тату с изображением Алатыря помогает обрести гармонию между телом и душой, дарит покой и умиротворение, способствует осуществлению заветного желания. Однако татуировка таит в себе секрет: она потребует от своего хозяина отдачи (совершать добрые поступки, помочь нуждающемуся и т. д.).

Крест Сварога можно делать не только из драгоценных сплавов, но и варить из стали. Его можно изготовить для себя или близкого человека.

Допускается вырезать Круг Сварога из дерева или натурального камня, а также выжигать на поверхности деревянных изделий (шкатулок, досок и т. п.). Сорт древесины подбирается индивидуально для каждого человека.

Защитный талисман можно сделать собственноручно для супруга или ребёнка. Это обеспечит незримую, но прочную связь между мастерицей и обладателем оберега.

Перед созданием оберега Алатырь советуют посетить баню. Очищение водой поможет сбросить накопившийся негатив, чтобы ничто не могло помешать сделать мощный талисман.

Схемы вышивка оберега Алатырь

В древние времена защитные качества вышитой рубашки с Крестом Сварога ценились настолько высоко, что приравнивались к металлической кольчуге

Алатырь, улица Кирова, 1.jpg

Для вышивки потребуются нитки двух контрастных оттенков (чёрный и красный, жёлтый и синий). Если незамужняя девушка хочет встретить свою судьбу, ей необходимо брать серебряные и золотые нитки. Сочетание двух цветов означает гармонию во Вселенной, мужское и женское начало.

Подходящими днями, по Лунному календарю, являются 2,4, 7, 10 и 14.

Как правило, используются различные техники вышивки, наиболее распространённые из них — художественная гладь или крестик. Узлы во время работы не делают, нитки стараются отрывать, а не отрезать ножницами. Неправильно проложенные стежки распарывать нельзя! Лучше начать новую вышивку.

Если амулет небольшой по размерам, его ежедневно можно заряжать. Для этого кулон или перстень зажимают между ладоней на 5–10 минут, читают любую молитву, обращаясь к Богу, а затем желают добра и здоровья всем окружающим (даже врагам). По законам природы, это обязательно находит отклик во Вселенной. Можно думать или вспоминать что-нибудь позитивное.

Правила практического применения талисмана

Лучшие способы ношения Круга Сварога — в качестве подвески, на запястье или шее. Специалисты рекомендуют носить его постоянно.

Талисман, предназначенный оберегать дом от негатива и злых сил, можно размещать:

  • на входной двери;
  • на окнах (одном или нескольких);
  • рисовать краской на любой мебели или посуде.

Вышитый на постельных принадлежностях или нижнем белье, символ будет способствовать любви и взаимопониманию между супругами.

Путешественнику, наоборот, Алатырь нужно размещать на верхней одежде (куртке, пальто, шапке).

Детям подойдут кулоны на шею или вышивка на рубашках. Женщинам рекомендуют золотые подвески с янтарными вставками или вышивку на домашней одежде. Мужчинам больше подходят перстни и кулоны из серебра.

Кольцо «Алатырь»

Оберег способен во много раз увеличить потенциал своего обладателя, усилить определённые черты характера и подарить жизненные силы и энергию

Вышитые вещи стирают руками, вместо порошков используют измельчённое хозяйственное мыло. Затем ткань хорошо просушивают под солнечными лучами. Изделия из металлов и сплавов чистят раз в 9 дней, помещая в проточную воду хотя бы на час. Потускневшие, потерявшие первоначальный блеск украшения можно протереть песком, а затем высушить на солнце. Изделия из дерева промывают под струёй воды, а затем тщательно сушат.

Если на талисмане появились трещины, сколы, глубокие царапины, от него необходимо избавиться. Однако металлические украшения можно переплавить.

Среди славянских символов Алатырь занимает главное место. Этот талисман уникален: он подходит всем, включая малышей, поскольку обладает мягкой, и наряду с этим мощной энергетикой. Его применяют для защиты от недоброжелателей, завистников и злых духов, используют в качестве семейного оберега. Женщинам амулет помогает забеременеть и произвести на свет крепкое потомство, найти взаимопонимание с супругом и надолго сохранить любовь.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector