13.01.2020     0
 

Типы и виды мышления в психологии


Этапы развития мышления

Сложность процесса формирования высшей мыслительной деятельности помогла человеку развить многие виды мышления в психологии. Таблица содержит шаги развития мышления.

Допонятийный этап

Понятийный (абстрактный) этап

Основная роль в процессе мышления отведена памяти. Мышление ребенка с единичными суждениями о предметах, обобщение со знакомыми объектами. Суждения основаны на сходстве и примерах. Поэтому воспитание детей может быть эффективным только на примерах.

Абстрактное мышление постепенно сменяет допонятийное, если ребенок развивается правильно. В таком случае он начинает оперировать понятиями. Смена допонятийного мышления на понятийное осуществляется не сразу, а поэтапно. Первые зачатки появляются у двухлетних детей, а развитие совершенной понятийной мыслительной деятельности завершается в юношеском возрасте.

Свойства мышления

Свойства человеческого мышления позволяют нам воспринимать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств можно назвать такие:

  1. Направленность – является главной характеристикой мышления. Её наличие призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт ответ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут быть произвольными).
  2. Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Ведь абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (показатель позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что гораздо лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).
  3. Мыслительная деятельность направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит анализировать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные действия, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в грядущее, индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.
  4. Мыслительная активность в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает друг с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.
  5. Нельзя назвать мышление объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит это за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют творчески мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.
  6. Мышление имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, но её присутствие обязательно.
  7. Встречается развитое и не развитое мышление. Второй вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, не стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основной же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

Благодаря свойствам мышления психологи рассматривают мыслительные процессы с различных точек зрения. Это со своей стороны даёт возможность глубже изучить постоянно происходящие с нами явления.

Классификация видов мышления в психологии

Мышлению свойственная своя типология и структура. Виды мышления в психологии можно классифицировать по нескольким признакам.

Признак

Типология

1. Природа решаемых вопросов.

Мышление теоретического (концептуального) и практического характера.

2. Неординарность мышления, продуктивность.

Творческий и нетворческий виды мышления в психологии.

3. Сущность решаемых вопросов.

Действенный, образный и логический виды мыслительной деятельности.

4. Осознанность, детальность вопросов.

Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное).

Мыслительная деятельность определяется применяемыми средствами. Выделяют:

  • мышление наглядно-действенного характера, связанное с предметными действиями (трехлетний малыш ломает игрушки, собирает пирамидку);
  • наглядно-образная мыслительная деятельность проявляется во взаимодействии с образами предметов по памяти (работа модельера или стилиста, создание мысленного образа);
  • мышление самого высокого уровня, абстрактно-логического (словесно-логического) характера – оперирование понятиями об объектах (на физике изучение электрона без прямого контакта с частицами).
Предлагаем ознакомиться:  Как мужчины влюбляются: 7 стадий любви

Последний тип мышления включает в себя несколько подвидов.

Абстрактно-логические виды мышления в психологии

Теоретическое и практическое

Теоретическим мышлением является познание теории, которая включает в себя научные законы, правила, концепции, гипотезы. Суть практического мышления – в преобразовании окружающего мира.

Аналитическое, реалистическое и аутистическое

Аналитическое (логическое) мышление осознанно, ограничено по времени, состоит из логических этапов.

Реалистическое – сосредоточено на окружающем, подчинено правилам логики.

Аутистическое – направлено на осуществление человеческих потребностей.

Продуктивное и репродуктивное

Продуктивное – это воссоздание нового мыслительного продукта.

Репродуктивное – это воспроизведение по шаблону.

Непроизвольное и произвольное

Непроизвольное – смена образов в сновидениях. Произвольное – целенаправленность мысли.

Рассмотрим на примерах абстрактно-логические виды мышления в психологии, кратко охарактеризовав каждый.

Типы мышления человека

Теперь перейдём к характеристике типов человеческого мышления. Каким оно бывает?

Для данного типа мыслительной деятельности типично, что индивид решает разные жизненные задачи, выполняя реальное, физическое изменение происходящего, опробует различные свойства объектов.

В детские годы наглядно-действенная умственная деятельность отвечает за появление мышления и его совершенствование. У повзрослевших личностей данная разновидность часто дополняется наглядно-образной и словесно-логической мыслительной активностью.

Наглядно-образное

Подразумевает собой визуализацию происходящего и внесение в него изменений. Наглядно-образная активность позволяет в полной мере создавать разнообразные фактические свойства предметов. При этом в образе в одно и то же время фиксируется разноплановое видение картины.

Главная отличительная черта такого мышления – устанавливаются непривычные, «невероятные» комбинации предметов и их особенности. За счёт чего почти не различимо от воображения.

Словесно-логическое

Его сопровождают разные термины с логическими конструкциями. Словесно-логическая мыслительная деятельность существует на базе языковых средств и выступает наиболее поздней стадией исторического и онтогенетического совершенствования мышления. Согласно структуре данный тип мыслительной деятельности создаёт и обеспечивает функционирование разнообразных видов обобщений.

Теоретическое

Подразумевается, что выделяется и анализируется первоначальное противоречие происшествия, которое анализируется либо разбираемой проблемы. Благодаря поиску средств устранения противоречий создаётся методика действий. Последняя со своей стороны способствует решению целых классов заданий.

Наличие теоретического мышления подразумевает анализ внутренних особенностей явлений, которые изучаются. Оно допускает мысленное изменение исследуемого объекта, что ещё точнее раскрывает его глубинные характеристики и отношения.

При этом прослеживается различие между теоретическим и эмпирическим мышлением. Второе основывается обобщением чувственно воспринимаемых наглядно данных характеристик и отношений. Люди, имеющие теоретическое мышление, как правило, становятся учёными.

Практическое

Выступает ещё одним из типов мышления, представляет собой аналог теоретического мышления. В этом случае устанавливаются конкретные цели, строятся планы, проекты. Нередко деятельность осуществляется на фоне временного дефицита, что делает практическую умственную деятельность сложнее теоретической.

Творческое

Люди, которые мыслят творчески, способны создать совершенно новый продукт либо вносят серьёзные новаторства в саму познавательную деятельность. Связано с мотивацией, целями, оценками, смыслами.

Творческая деятельность – это не то же самое, что процессы использования готовых знаний, умений (репродуктивное мышление).

Пралогическое

Выступает ранней стадией развития мышления, на которой его главные логические законы ещё не полностью сформированы. При этом причинно-следственные связи уже созданы, но их суть предлагается в мистифицированной форме.

Всё происходящее анализируется по наличию причины и следствия. Данный тип мыслительной деятельности объясняет сопричастность событий, которые объединены во времени и пространстве. Представители данного мышления могут объяснить практически всё, что творится в окружающей их реальности.

Характерная особенность пралогического мышления – тесная связь с природным миром, больше всего –  с животными. При подобном мышлении индивид воспринимает природные и социальные ситуации в виде процессов, которым сопутствуют и противодействуют различные незримые силы.

Пралогическая мыслительная деятельность порождает собой магию – то есть, стремление воздействовать на окружающую реальность, руководствуясь связью между всеми явлениями (такое особенно имело место в первоначальном обществе).

Предлагаем ознакомиться:  Сонник обнимать мужчину во сне

Типы и виды мышления в психологии

Мы ознакомились с основными типами мыслительной деятельности. Но ряд учёных использует три признака (время течения процессов, структурность и уровень их течения) выделяя ещё интуитивную и аналитическую мыслительную деятельность. Рассмотрим и другие виды.

  • Аналитическое – отличается развёрнутостью во временных рамках, обладает чётко установленными этапами, которые индивид прекрасно осознаёт.
  • Интуитивное, напротив, является свёрнутым во времени, не разделяется на этапы. Реализуется в сознании.
  • Реалистичное – имеет направленность на внешнюю жизнь, на него влияют законы логики.
  • Аутистическое – в таком случае реализуются исключительно свои личные желания и намерения индивида.
  • Эгоцентричное – им обладает основная масса дошкольников. Проявляется в виде неумения ставить себя на чужое место.
  1. И. Калмыкова рассматривает ещё две разновидности мышления: продуктивную (творческую) и репродуктивную мыслительную активность. Она полагает, что мышление всегда является продуктивным, так как оно нацелено на то, чтобы получать новые знания. При этом оно выступает сочетанием продуктивных и репродуктивных компонентов.
  • Репродуктивное – считается таким типом умственной деятельности, при котором задачи решаются теми методами, которыми человек уже владеет. А новые задачи анализируются по уже известным методикам решения проблем. Также репродуктивная деятельность нуждается в определённом уровне самостоятельности индивида.
  • Продуктивное (творческое) – позволяет полностью проявиться умственным человеческим способностям, выразиться его творческим умениям. При этом творческий потенциал проявляется весьма быстрым постижением информации, использованием ею в новых условиях, самостоятельном управлении ею.

Большое количество отечественных и зарубежных психологов (например, Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд и другие) делают вывод, что продуктивное мышление – это комбинация психических особенностей, отвечающих за продуктивные изменения в деятельности индивида.

Данная разновидность мыслительной деятельности отличается 4 типичными особенностями:

  • оригинальностью устранения проблем;
  • семантической гибкостью (нужна для того, чтобы человек мог смотреть на происходящее с нового угла зрения);
  • образной адаптивной гибкостью (позволяет изменять ситуацию, развивая потребность в познаниях);
  • семантически спонтанной гибкостью (проявляется как продуцирование разных идей касаемо неопределённых ситуаций).

Мышление на уровне теории и практики

Варианты применения результатов и особенности вопросов определяют отличия мышления на теоретическом уровне и практическом.

Результаты теоретического мышления не требуется применять в практической деятельности. Чаще всего это разработка методологии, изучение законов. Например, теория психологии: осмысление уже определенных кем-то законов, связей. Создание периодической таблицы Д.И. Менделеевым на базе систематизации данных о химических элементах.

Целью практического мышления, напротив, становится применение теории на практике, в реальной жизни. Работа психотерапевта состоит в помощи клиенту по разрешению конкретных проблем. Разнообразные виды мышления в психологии, схема анализа состояния, стратегия и приёмы для исцеления применяются врачом на практике.

Типы и виды мышления в психологии

Психология специалиста, мастерство, профессионализм в каком-либо деле предопределены тем, как человек использует оба вида мышления. Взаимосвязь между ними делает деление на теорию и практику условным. Л. Рубинштейн считал, что мышление любого типа связано с практикой. Теория всегда строится на практическом опыте.

Творческий и репродуктивный типы мышления

Оригинальность результатов – это признак, по которому мышление делят на продуктивное и непродуктивное. Продукт мысли может быть творческим и нетворческим.

Нетворческий тип имеет еще одно название – репродуктивный. Репродукция – это повторение, то есть данный вид мышления заключается в повторении уже полученных кем-то результатов, возможно, с внесением своих «штрихов». При этом эффективность решения одной и той же задачи повышается.

По мнению А. Брушлинского, нетворческого мышления не существует, так как любой мыслительный процесс приводит к созданию нового.

Предлагаем ознакомиться:  Видео психология сонник платить деньги за туалет

В плане понимания творческого мышления интересна мысль английского врача Э. Боно: «Чтобы родить творческие мысли, надо думать около». Данный феномен был назван «боковым мышлением». Например, Лагранж придумал вариационное исчисление, когда слушал орган в церкви.

Д. Гилфорд сформулировал особенности творческого мышления:

  • оригинальные и необычные идеи;
  • способность проявить гибкость, увидеть ситуацию под другим углом;
  • гибкость при сравнении новых идей.

Развитию творческого подхода препятствуют конформизм, боязнь критики и ошибок, тревожность, напряженность и завышенная самооценка.

Роль логики в мышлении

В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Логическому (аналитическому) свойственна развернутость во времени, четкость, его этапы всегда ясны. Интуитивное непредсказуемо, неосознанно и быстро протекает. Вычленить его этапы невозможно.

типы мышления в психологии

Логическое мышление работает на основе последовательности умозаключений. Оно подчиняется правилам логики. Логика предполагает изучение проблемы, ее анализ, целеполагание, выявление предположений и методики разрешения вопроса. Работа над проблемным вопросом строится по четкой логической схеме.

Интуиция

Феномен мышления на основе интуиции удачно охарактеризовал Эдгар По: «Дар обнаруживать ценные вещи, которые и не искал». Он подчеркивал, что многие великие открытия были сделаны непредсказуемо, благодаря случайностям и неожиданным событиям.

Мыслительная деятельность всегда была связана с его величеством случаем. Интуитивные виды мышления в психологии, примеры которых известны нам по Закону Фарадея, открытию радиоактивности супругами Кюри, способствовали многим интересным открытиям.

Случай не все определяет в мышлении. Даже интуитивные озарения имеют свои корни. Как считают ученые – специалисты в разных областях, случайности способствуют подготовленному уму. Например, не всякий человек, сидящий под яблоней и наблюдающий за падением плодов, сформулировал бы Закон всемирного тяготения, а исключительно И. Ньютон. Над решением проблемы тяготения он долго работал.

Существует гипотеза о том, что доминирование интуиции или логики в мышлении обусловлено генетически. По мнению ученых, люди с ведущим правым полушарием больше применяют интуицию, а с левым – логику.

Бессознательная мыслительная деятельность

Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.

В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи. Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели.

Взаимодействие осознанного и неосознанного – это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.

Что такое аутистическое мышление?

например, детские фантазии, оторванные от жизни, решение нереальных задач. Аутистическое мышление может быть свойственно не только ребенку, но и взрослому. В таком случае уже зрелый человек не принимает в расчет реальную ситуацию, игнорирует реальность и преподносит такое решение сложной задачи, которое ей не соответствует.

Заключение

Мышление – это познавательный процесс, свойственный интеллекту. Благодаря ему человек может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира.

Все виды мышления в психологии целенаправленны и мотивированны. Потребности, интересы человека, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности.


Об авторе: admin4ik

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector